Фрагмент для ознакомления
2
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, инклюзивное взаимодействие, социальное партнёрство, возможности социального партнёрства, проблемы инклюзивного взаимодействия.
Сегодня принято считать, что инклюзивное взаимодействие – это тот контекст, в котором активизируются скрытые способности субъектов. Проблемы инклюзивного взаимодействия успешно разрешают как на уровне теоретических исследований, так и на практике. Накоплен достаточно большой опыт в области практического инклюзивного взаимодействия, а также в создании различного рода программ. В эти процессы сегодня вовлечены специалисты практически всех уровней образования, в том числе, дополнительного. Разрабатываются всевозможные социальные проекты и выигрываются гранты, с целью продвижения этой работы дальше. Различными организациями, как социальными, так и образовательными разрабатываются всевозможные инструкции, правила, алгоритмы, процессы, словом всё то, что позволит людям, имеющим особые запросы как можно лучше социализироваться и быть полезными обществу. Те специалисты, кто столкнулся с этим на практике, приходят к мнению, что в этом процессе нельзя работать стихийно и спонтанно [3].
Систему инклюзивного образования формирует достаточно большое количество специалистов. К ним можно отнести воспитателей, учителей, социальных педагогов, педагогов - психологов, логопедов, медицинский персонал и др. К особенностям инклюзивной педагогики относят необходимость налаживания командной работы между всеми сотрудниками, которые принимают участие в этом непростом и важном процессе. Подобного рода процессы, которые связаны с необходимостью взаимодействия непосредственно в каком либо отдельно выделенном направлении называются социальным партнёрством. Это крайне необходимо для совместного решения проблем [5].
Под командной работой и партнёрством понимают следующее:
-консультации с приглашёнными специалистами;
-обмен опытом на педагогических советах;
- совместное построение индивидуального маршрута обучения;
-совместная работа во время обучения и др.
Когда речь идёт о детях с ОВЗ в начальном образовании, в этом случае совместно работают учитель начальных классов, учитель – предметник, тьютор, педагог – дефектолог, медицинский работник. В современной образовательной среде большую работу по реализации индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ играет тьютор. Тьюторов иногда называют личными консультантами, или личными ассистентами. Это педагогический работник, который приставлен к ребёнку с ОВЗ. С целью оказания ему помощи в освоении учебной программы, данный педагог занимается наблюдением, контролем и оказанием любой необходимой помощи, которая находится в его компетенции.
Тьютор помогает ребёнку с освоением учебной программы. Он помогает с выполнением заданий и при необходимости контролирует эмоциональное состояние ребёнка. При этом очень важно, чтобы между тьютором и учеником, а также между тьютором и учителем начальных классов было налажено продуктивное взаимодействие. Больше всего времени с ребёнком проводит именно тьютор. Он отвечает за успех ребенка в социализации и в саморефлексии. При необходимости именно тьютор определяет тот круг специалистов, которые обеспечивают ребёнку с ОВЗ продуктивное взаимодействие с социумом [1].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Инклюзивное образование – путь к толерантному обществу. Библиографический указатель [Текст] / сост. С. В. Чиннова. — Мурманск: МГГУ, 2012. — 51с.
2. Колтакова, Я. Г. Внутренний уровень социального партнерства в инклюзивной системе образования / Я. Г. Колтакова. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва: Буки-Веди, 2018. — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14354/ (дата обращения: 15.12.2022).
3. Максакова, Л. В. Повышение психологического благополучия у школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Л. В. Максакова, Г. С. Айрумян, Л. П. Кочина, Р. Р. Баширова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 260-261. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61445/ (дата обращения: 15.12.2022).
4. Пургина Е.И. Философские основы инклюзивного образования в контексте специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]/ Е.И. Пургина.- Педагогическое образование в России. — 2014. — № 2. - С8-12.
5. Сметанина, Н. А. Взаимодействие специалистов в специальных (коррекционных) и инклюзивных образовательных учреждениях / Н. А. Сметанина. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето. - 2013. — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4418/ (дата обращения: 15.12.2022).
6. Тимохина Т.В. Инклюзивно ориентированное образование [Текст]/ Т.В. Тимохина.- Перспективы образования и науки , 2014. - №5 ( 11 ).- С34-39.