Фрагмент для ознакомления
2
Почему конфуцианство до сих пор играет ключевую роль в государственной идеологии?
Китайская цивилизация – одна из древнейших восточных цивилизаций, которая активно развивается. Китай сформировал совершенно отличающиеся от привычных нам традиции, образ мышления, язык и письменность. И именно конфуцианство стало тем ключевым элементом, который на протяжении двух с половиной тысячелетий направлял духовную жизнь Китая в историко-культурном отношении, подчёркивая её особую роль в истории мировой цивилизации.
На развитие китайского общества, государственно-правовой системы в течение многих столетий большое влияние оказывало конфуцианство, которое занимает особое место в культуре Китая. Именно в конфуцианстве были сформулированы те морально-нравственные ценности, которые оказали глубокое и ни с чем несравнимое влияние на китайскую культуру. Конфуцианство – базис китайской культуры, её основная ценность, которая определяет преемственность всей китайской цивилизации.
Конфуций и созданное им идеологическое учение является стержнем китайской культуры и составляет его важную основу. Конфуцианская идеология, главный образом, представляет собой ценностный организм, так как в основе лежит учение о высокой нравственности и морали. Дух конфуцианского нравственно-этического учения пропитывает все основы китайской культуры и питает их мощной нравственной силой. По этой причине, китайскую цивилизацию называет также высоконравственной цивилизацией.
Конфуцианство можно рассматривать и как религиозно-политическую систему, которая утверждала в Китае устойчивую государственную систему. Эта система основывалась на почитании традиций, на представлениях о сопричастности индивидуума обществу-государству, которое объединяется вертикальной структурой «семья император-Небо». Культ верховного правителя – «сына Неба» и «отца народа», которому необходимо было беспрекословно повиноваться, стал важнейшей особенностью исторического развития Китая.
Конфуцианство оказало огромное влияние на формирование основ политического менталитета китайцев. Оно является основанием традиционных политических устоев. Опираясь на идеи конфуцианства, формировались основные современные подходы к управлению страной и регулированию отношений в обществе, а также устанавливались единые правила воспитания, формировались принципы жизни китайцев, система ценностей и норм поведения. Идеи Конфуцианства стали тем фундаментом национальной культуры, который повлиял на выстраивание менталитета современной китайской нации и формирование национального характера.
На протяжении веков идеологические ценности занимали одно из первых мест в системе политической культуры Китая. Долгое время Китай управлялся не столько с помощью законов, сколько на основе системы идеологического воспитания и принуждения. Ориентированность правящих сил и широких масс на систему идеологических ценностей, воплощённых в конфуцианстве, играло особую роль как в повседневной, так и в политической жизни Китая.
Следовательно, изучение конфуцианства является необходимым условием для понимания политической практики Китая в прошлые эпохи и понимания политической жизни современного Китая. Анализ модернизации конфуцианства в политической культуре Китая даст целостное представление о господствующих идеологических ценностях в китайском обществе.
Идеи Конфуция являются своеобразным этическим регулятором, который формирует как политику, так и рыночную экономику в Китае. Более того, идеи Конфуция существенно повлияли на экономический курс государств Восточной и Юго-Восточной Азии. Воззрения Конфуция на управление государством, сформулированные в древности, актуальны и в современном Китае. «Будьте всегда прилежны в делах и внимательны... будьте справедливы, бескорыстны, верны самому себе. С решением дела не спешите; обсуждайте его со всех сторон. Не отвлекайте простой народ от полевых работ, заставляя трудиться над исправлением дорог и мостов» [2]
Изучив основные принципы этикополитического учения конфуцианства, можно сказать, что конфуцианская идеология, главный образом, представляет собой ценностный организм, так как в основе лежит учение о высокой нравственности и морали. В конфуцианстве основное место занимают вопросы этики, морали, нравственной природы человека, а также принципы управления государством. Конфуций разработал целую систему морально-этических догм и норм поведения человека, которые оказали огромное влияние на формирование традиционных политических устоев китайской цивилизации. Целостность конфуцианского учения во многом обеспечила постоянство передачи традиций политической культуры от одного поколения к другому.
Всё очевиднее — чем более открытым внешнему миру становится Китай, тем большую роль начинают играть конфуцианские идеалы. Традиционные теории государственного строительства используются и в настоящее время, так как каждой стране и каждому народу необходимо творческое осмысление традиций, что и демонстрирует всему миру Китай.
До 1949 г. официальной идеологией Китая было конфуцианство. С 1950-х гг. в течение нескольких десятилетий конфуцианство жестоко преследовалось, но прошло время, и китайское общество вновь обратилось к учению Конфуция и его последователей. Традиционные явления прошлого исторического опыта продолжали оказывать заметное влияние на многие сферы общественной жизни страны, её государственные и общественные институты. Со дня основания Китайской Народной Республики Коммунистическая партия Китая стремилась создавать новые традиции. Одна из характерных особенностей китайской культуры — это формирование социально-гармонического порядка вещей, которое имманентно уже предполагает устойчивость, истинность и категоричность в истолковании её сущности (или хотя бы видимость её), что придаёт идее или социальному порядку статус непреходящей ценности, чаще всего моральной.
Большое значение в этом смысле имеют традиции конфуцианства, во-первых, как одно из наиболее ранних социально-политических учений, которое лежало у истоков формирования традиционных ценностей китайской цивилизации; во-вторых, долгое время конфуцианство было официальной идеологией государства и оставило глубокий отпечаток в культуре КНР, в силу своей специфики оказав влияние на формирование общественных институтов, отношение к политической власти и государству, представление китайцев о социальном устройстве своего общества и в конце концов на образование, письменность и литературу, являясь основой подготовки государственного служащего; в-третьих, конфуцианство было некой матрицей, лежащей в основе духовного мира китайской цивилизации, источником моральных и правовых норм. «Но конфуцианские ценности, особенно в морально-политической сфере, трансформируясь и модернизируясь, остаются традиционно прежними. Социальная гармония и личное благополучие достигаются в том числе соблюдением принципов конфуцианского общественного порядка. Целостность и могущество государства обеспечиваются моральным авторитетом власти и признанием его низами. Само сохранение Китайского государства служит свидетельством неизменности ценностей его политической культуры, которые радикально отличаются от западных идей свободной воли личности, изначальной греховности и возможности спасения от хаоса» [4].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Безродный А. Г., Хо Янь. Неоконфуцианство в период «культурной революции» в Китае / А. Г. Безродный, Хо Янь // Исследования по истории и философии науки и техники. – 2019. – Том 28. – №2. – С. 3-10.
2. Бокщанин А. А., Непомнин О. Е., Степугина Т. В. История Китая : древность, средневековье, новое время / А. А. Бокщанин, О. Е. Непомнин, Т. В. Степугина ; Ин-т востоковедения РАН. – М. : Вост. лит., 2010. — 600 с.
3. Бондарева В. В. Исторические особенности китайской цивилизации как предпосылки «культурной революции Мао Цзэдуна (1966-1976) / В. В. Бондарева // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота – 2015. – № 9 (99). – С. 33-35
4. Долгих О. Конфуцианство: традиции и современность / О. Долгих // Вестник ЧелГУ. – 2003. – №1. – С. 101-110.