Фрагмент для ознакомления
2
Смысл жизни в философии экзистенциализма
Эссе
Вопрос о смысле жизни практически во все времена волновал и простых людей, и мыслителей. Всегда актуальным данный вопрос был и для философии. При этом особое место он занимал в философии экзистенциализма
Экзистенциализм являет собой философское течение XX столетия, которое утверждало уникальность человеческого бытия. Иными словами, превосходство человека над всем тем, что в него было вложено природой. Однако в данной философии не все так было оптимистично, ведь во времена всеобщего человеческого кризиса ее основоположники неизменно призывали отречься от так называемого «религиозного либо философского порыва» и веровать исключительно в себя [5].
В современном мире, находящемся под тенью бессмысленности, страха, неопределенности, пронизывающих практически всю духовную жизнь человечества,
Экзистенциалисты полагают, что практически все сферы жизни человека, также включая и его внутреннюю, духовную жизнь, не лишены смысла. В свою очередь религиозные экзистенциалисты стремились доказать, что у человека практически все сферы материальной жизни тесным образом связаны именно со смыслом его духовной жизни, так как без него они утрачивают свое значение.
Экзистенциализм в качестве отдельного течения в философии свое внимание акцентировал на иррациональности бытия человека и при этом имел весьма противоречивые основания. То есть, с одной стороны, это экзистенциализм религиозного характера (С. Кьеркегор, Г. Марсель, М. Хайдеггер, К. Ясперс), при том, как с другой стороны – именно атеистического характера (А. Камю, Жан-Поль Сартр). Поэтому представители указанных выше двух сторон одного течения в смысл жизни человека вкладывают абсолютно разный смысл. Тем не никакого сомнения не вызывает тот факт, что жизнь каждого без исключения человека является уникальной, потому как он свой жизненный путь выбирает самостоятельно, сам определяет свою стезю, самостоятельно осмысливает свое бытие, стремится найти истинный смысл своего существования. В этом отношении можно вести речь об особых экзистенциальных ценностях, наиболее сильно проявляющие себя именно в кризисные исторические моменты, то есть когда человек максимально глубоко задумывается о роли, которую он выполняет либо только мог бы выполнять. В подобные периоды жизни человек вокруг себя выстраивает особое аксиологическое пространство с весьма четко градируемой иерархией ценностей. Человек, выходя за рамки «здесь-бытия», может абстрагироваться (в этом и заключается, собственно, экзистенциалистский подход).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Камю, А. Творчество и свобода: сборник / А. Камю: пер. с фр. Д. Долгова. – Москва, 1990. – 608 с. – Текст: непосредственный.
2. Карнаухов, И.А. Социально-мировоззренческие модели смысла жизни в философии экзистенциализма / И.А. Карнаухов, О.Е. Яцевич // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 22. – С. 170-172. – – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-mirovozzrencheskie-modeli-smysla-zhizni-v-filosofii-ekzistentsializma (дата обращения: 15.12.2022). – Текст: электронный.
3. Коссак, Е. Экзистенциализм в философии и литературе / Е. Коссак. – Москва: Мысль, 1980. – 196 с. – Текст: непосредственный.
4. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. – Москва, 2000. – 639 с. – Текст: непосредственный.
5. Рахими Кахмини Мохаммадхасан Нуроллах. Эволюция теорий о смысле жизни и ее абсурдности в экзистенциализме // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-teoriy-o-smysle-zhizni-i-ee-absurdnosti-v-ekzistentsializme (дата обращения: 15.12.2022). – Текст: электронный.
6. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом. – Москва: Наука, 1999. – 321 с. – Текст: непосредственный.
7. Ясперс, К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. – Москва, 1991. – С 430-452. – Текст: непосредственный.