Фрагмент для ознакомления
2
Государственная политика в сфере высшего образования – это деятельность государства, правящей группы, всех других акторов, предполагающая выбор такой стратегии и модели развития высшего образования, которые позволили бы обеспечить реализацию потенциала, самодостаточность и результативность высшего образования, его инновационность и конкурентоспособность с использованием соответствующих системных решений и всех имеющихся в наличии правовых, организационно-управленческих, финансовых и иных ресурсов и механизмов с учетом лучшего зарубежного опыта и возможностей интеграции в мировое образовательное пространство.
Как показывает практика за последние 30 лет в России не сформулирована и не реализована конкурентоспособная концепция и эффективная государственная политика в сфере высшей школы с учетом национального опыта, ценностей и традиций, а также мировых трендов – приоритетности, интернационализации и демократизации высшего образования ((академические свободы, автономность вузов и др.) [3].
Любые изменения в процессе реформ закрепляются на законодательном уровне, поэтому вопрос эволюции политики государства в области высшего образования и оценки ее реализации остается актуальным. В период с 2000 по 2020 год произошли масштабные изменения в высшем образовании.
На основе обзора литературы в области государственной политики, в том числе в сфере высшего образования, можно выделить три направления.
Первое, и самое крупное направление, в которое входят исследования, направленные на анализ основных характеристик государственной политики страны в области образования, в том числе высшего образования на определенный момент времени.
Примером могут служить научные результаты, отраженные в статье Котенева В.А. и Кузьмина А.В., где авторы анализируют основные документы, определяющие приоритеты развития образования в России по состоянию на 2015 год. Аналогичные результаты были достигнуты в исследованиях, проведенных Черных Н.А., где рассматривается основной вектор государственной политики в сфере образования в России и дается авторская оценка ее эффективности. В эту группу также входят доклады ЮНЕСКО и Центра образовательных исследований и инноваций ОЭСР (ЦОИИ), а также доклады, сделанные Мадани Р.А. и другими.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бардовский В.П., Плахова Л.В., Звягинцева Ю.А. Совершенствование механизмов государственного управления инновационными процессами // Вестник ОрелГИЭТ. – 2020. – № 3 (53). – С. 94-98.
2. Герцик Ю.Г., Московкин В.М. Повышение конкурентоспособности российских вузов и роль государственных программ в развитии высшего образования // Экономика науки. – 2021. – Т. 7. – № 1. – С. 39-50.
3. Лебедева М.М., Барабанов О.Н. Глобальные тенденции развития университетов и трансформация российской образовательной политики // Вест. МГИМО-Университета. 2012. № 6
4. Молитвин М.Н., Суязов В.В. Программы стратегического академического лидерства в России: прошлое и будущее // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2021. – Т. 20. – № 3. – С. 432-452.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2001 г. N 729 «О мерах по реализации программы стратегического экономического лидерства «Приоритет-2030». – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105210040?index=3&rangeSize=1
6. «Приоритет–2030» обеспечит сбалансированное развитие науки и высшего образования во всех регионах. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=31739