Фрагмент для ознакомления
2
Почему мир не познаваем?
Вопрос о познании и методе познании мира до сих пор остаётся одним из самых актуальных вопросов философии. Уйму лет философы бились над вопросом, что такое есть материальная действительность, что в неё включено, а также что входит в мир вне материального эмпирического восприятия? Множество величайших умов придавались размышлениям о методологии познания и возможности познания как такового.
Для начала, стоит обозначить, что вообще такое «мир»? Пожалуй, в мир в человеческом понимании можно разделить на две интерпретации. Первая интерпретация будет сугубо имманентная и современная, свойственная научному сообществу нашего времени, а также обывательскому сознанию. С точки зрения обывателя XXI века мир ощущается рациональным материальным и довольно прагматичным (принцип естественного отбора Ч. Дарвина), в нём нет места иррациональному, так как оно будет вытеснено более продуктивной особенностью или явлением.
В одной ёмкой фразе, это будет звучать примерно так – мир – это механизм, стремящийся к гармоничному и рациональному функционированию, сокращая издержки и оптимизируя ниличиствующие вводные. Разумеется, эта точка зрения являет собой продукт эпохи Модерна, Нового времени и вытекает целиком из западноевропейского восприятия человека и мира вокруг него как рационального в субъектно-объектной онтологии. Эту концепцию имманентного(а в наше время еще и секулярного, сугубо-биологического) мира выдвигал одним из первых Рене Декарт.
Декарт был первым популяризатором и основателем рационалитсического подхода к методу познания и мировосприятию, а также первым философом, который догматизировал научное познание, сделав из него сухую и вульгарную копию на познание, допустим, схоластическое или платоническое.
Франция одной из первых включилась в творение структуры Нового Времени и Эпохи Просвещения. Европейский модернистский взгляд того времени безудержно тяготился к таким новым для себя основам, как атомизм, материализм, прогрессизм, механицизм и натурализм. Именно во Франции мы и находим рождение возможно самой сухую и, вероятно, самую вырожденную форму средневековой схоластической традиции в лице Рене Декарта (1596-1650).
Декарт мыслил мир как систему материальных тел, которые наделены свойством протяженности(то, что Галлилей до него называл материей). Он, этот мир тел, творится Богом, а затем отпускается на свободное существование по инерции.
Познание мира, по Декарту, возможно лишь на основании математических вычислений, которые должны быть примером, в силу своей точности и строгости, всем остальным наукам. Природа и всё живое также должно подлежать познанию именно в этой математической концепции, что, собственно, и послужило основой для многих дисциплин эпохи Просвещения.
Целью науки Декарт видел господство человека мыслящего над природой, стихиями и хаосом насущного мира. Рационализация всего неподконтрольного и принуждение строгому порядку.
Своей философией Декарт апологизировал новый рационализм эпохи Просвещения, он объяснял и строил его через отрицание всех традиционных форм и представлений христианского и церковного миропонимания. Его фундаментом в этом обосновании был «здравый рассудок», то есть простой и обыденный опыт мыслящего субъекта. Весь мир в его парадигме восприятия – есть объект, расположенный перед мыслящим субъектом и свободный для трактовок и понимания. «Субъект» строит и судит мир в его действительности исключительно на основе своего субъективного восприятия, ценностей и возможностей.
Мир теперь уже является простым объектом познания, не мыслящим, но лишь возможным к восприятию субъектом. Это составляет в себе некий философский дуализм, дихотомию «субъект(человек) – объект(мир)». За пределами этой топики уже ничего нет, лишь материальный мир и мыслящий человек, который этот мир, собственно, в силу своего восприятия, познает. Это основной вектор европейской науки, который определил движение всей науки последующих столетий, этому методу мы должны быть благодарны именно Рене Декарту.
После Декарта, как считают современные французские социологи и представители академических кругов, уже была провозглашена «Конституция Нового Времени», которая отвергала трансцендентность, её любые теории, гипотезы или концепты, которые не вмещались в декартовское понимание субъектно-ориентированной топики. Они отменялись, отметались, признавались научным сообществом глупостью, недалёкостью и пережитками прошлого.
Метод познания Декарта интересовал субъект, а также всё материальное, возможное для его восприятия. Остальное – либо не существует, либо требует материальных доказательств. Поэтому Декарт считается прародителем философии рационализма и субъективных идеалистов, которые впоследствии трансформируются в более поздние философские направления, как солипсизм.
Показать больше