Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В XI–XIII вв. западные пределы Руси (Русской земли) проходили по рубежам сопредельным с местами расселения поляков и венгров. Как самые западные, упоминаются города Перемышль на реке Сан, Ярослав, Холм, Брест. Более поздние источники отмечают, что Русская земля начинается у Карпатских гор и у перечисленных городов .
Начало формирования «Русской земли» как социально-политического образования получило свое развитие в Х в. от города Киев. Не смотря на то, что столица была политическим центром молодого государства, территориально Киев находился на «украине» – окраине Русской земли. Этот термин (украина) используется с Х в. именно как характеристика приграничного положения территории вне зависимости от государственной принадлежности.
В исторических документах мы можем встретить упоминания Датской Украины, Литовской Украины, Новгородской Украины. Восточные рубежи Русской земли проходили сначала по верхнему течению Волги (города Рыбинск, Кострома, Нижний Новгород). Дальняя восточная Украина до XVI в. называлась Сибирью . Масштабные территориальные расширения Российского государства в юго-восточном, восточном направлении были осуществлены в XVI в., когда все течение Волги было включено в состав Русского государства.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса воссоединения Украины с Россией в XVII в.
1 Термины «украина» и «русские» в контексте вопроса формирования «Русской земли»
В XVIII в. начинает складываться представление о Сибири и Дальнем Востоке как русских пределах. Это приводит к постепенному выходу из употребления термина «украина» в отношении этих территорий.
Московское государство имело многочисленные украины. Тульская, Калужская, Рязанская области находились на украине русского государства. Защитой таких территорий ведал украинный разряд. Жители украин назывались поначалу «украинные люди». Термин «украинец» впервые встречается в Рязанской земле XVI в. как прозвище помещика по фамилии Лукин. Фёдор Андреев сын Лукин по прозвищу Украинец положил начало дворянского рода Украинцовых. Вплоть до середины XVIII в. термин «украинец» в Московском государстве стал применяться к жителям юго-западной украины (Курской, Белгородской, Тамбовской земель).
В качестве национального имени термин «украинец» стал употребляться после 1917 г. Всероссийская перепись 1898 г. свидетельствует о том, что украинцев как национальной единицы не существовало. Присутствует деление на основании диалектов русского языка (великороссийский, малороссийский, белорусский), но при этом все говорящие на различных диалектах русского языка вносятся в переписные документы как «русские» .
Само понятие «русский народ» начинает формироваться достаточно поздно – в XVI в.
Изначально термин «русь» использовался и как название страны, и как национальное имя.
Имя существительное «русские» сформировалось только в XVIII в.
Термины «Малая» и «Великая Россия» впервые встречаются в религиозной литературе XIV в. и связаны с расколом русской митрополии, которая до этого охватывала всю Русскую землю. Правители Пинского, Галицкого, Владимиро-Волынского княжеств в начале XIV в. добились от греческого патриарха право иметь своего митрополита – Галицкого с митрополией в городе Гилич. В этой связи, патриарх Константинопольский определяет территорию новой митрополии как Малая Россия, оставшуюся же под властью митрополита Киевского и Всея Руси как Великая Россия. В XIV в. митрополия объединяется, но в XV в. опять происходит церковный раскол – Великий князь Литовский – Витовт по политическим мотивам добивается выделения автономной от Московии метрополии. Устанавливается парадоксальная ситуация: религиозное митрополичье двоевластие (Киевский митрополит и митрополит Всея Руси).
В XVI в. в Константинополе Киевского митрополита переименовывают в митрополита Малой России, а патриарх Московский получает титул патриарха Московского и Великой России . Таким образом, деление России на Малую и Великую имело исключительно церковный характер.
2 Воссоединение Украины с Россией в XVII веке
В середине XVII века земли современной Украины принадлежали Речи Посполитой. Так сложилось вследствие Столбовского мира, заключенного в 1617 году, и Деулинского перемирия, заключенного в 1618 году, согласно которым северо-западные и западные русские земли отошли к Швеции и Польше соответственно. В Речи Посполитой оказалось огромное количество православного населения. Польша получила территории современной Белоруссии, Украины, Смоленск. Одной из важнейших целей внешней политики России после заключения Деулинского перемирия с Речью Посполитой был возврат Смоленска. В 1632 году началась русско-польская война, которая завершилась в 1634 году поражением русских. Был заключен мир.
Страны договорились о том, что король Владислав навсегда отказывается от претензий на русский престол, но сохраняет Смоленск и Чернигов. Таким образом, по окончанию войны Россия так и не смогла вернуть свои земли.
Обратимся к жизни православного населения в Польши в то время. Среди них были как бедные крестьяне, так и богатые. Были городские жители, духовенство, а также т.е. шляхта, дворянство. Немалая часть этой шляхты верно служила польским королям, получая от них титулы, гербы, земельные владения с крепостными крестьянами. Высшие представители украинского общества – знатные князья и дворяне (например, киевские воеводы), церковные иерархи (митрополит Киевский) – до середины XVII в. заседали в Сенате Польши. Более того, украинским городам было даровано «Магдебургское право» - право на городское самоуправление, чего не было, кстати, в Российском государстве. Православная украинская культура развивалась, для её сохранения очень много сделали православные братства при монастырях и духовных академиях в Киеве и Львове. Братства занимались книгопечатанием, они издавали не только духовную литературу и учебники, но и публицистические произведения. Украинские богословы, преподаватели и учёные были очень образованными людьми и высоко ценились в той же Москве в дальнейшем, причём Российское государство было независимым, а такого государства, как Украина, не существовало, и вместе с тем культура на Украине развивалась быстрее, чем в России. Так что до поры до времени всё было не так плохо. Православное население Польши не испытывало на себе такого тяжкого гнета.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Гайда Ф.А. От Рязани и Москвы до Закарпатья. Происхождение и употребление слова «украинцы» // Родина. 2011. No 1. С. 83–84.
2) Назаренко А.В. «Новороссия», «Великороссия» и «вся Русь» в XII веке: церковные истоки этнополитической терминологии // Древняя Русь и славяне (Древнейшие государства Восточной Европы, 2007). М., Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. С. 246–268.
3) Нахнюпа А.А. Переяславская Рада – воссоединение или присоединение Украины и России//СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ. Материалы Четырнадцатой межвузовской научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. Российский университет дружбы народов. 2019. С. 275-284
4) Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. М.: Наука, 1982.
5) Суслина И. А. Историко-правовая этимология понятий «воссоединения Украины с Россией»// ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА, 2019. № 1. С. 62-66