Фрагмент для ознакомления
2
Великая Отечественная война по своему масштабу и вовлеченности была такой разрушительной, что не было ни одной семьи в стране, которую она бы не задела в той или иной степени.
Также произошло и с моей семьей в эти горькие годы. Во-первых, моя семья — это прежде всего семья моего прадеда Александра Титовича и прабабушки Пелагеи Егоровны. И все члены этой семьи испытали на себе все тяготы и лишения, которые принес фашизм на нашу землю.
Прадед Саша, вообще, вошел в ту войну, когда уже люди не думают о том, что придется отдавать долг родине. В год начала войны ему исполнилось 45 лет. Он уже был зрелым человеком, за плечами которого было немало сложных вызовов и трудных лет.
Он родился в обычной крестьянской семье центра России в 1896 году. Когда пришел срок, юношей был призван на флот. Согласно Высочайше утвержденному мнению Государственного Совета от 26 апреля 1906 года «О сокращении срока действительной службы в сухопутных войсках и во флоте» Во флоте общий срок службы для поступающих по жребию определен в 10 лет, из которых 5 лет действительной службы и 5 лет в запасе. Но осенью в 1917 г. осуществилась Октябрьская революция, затем началась Гражданская война и Александр Титович попал с флота в сухопутные войска помощником артиллериста. В домашних архивах была найдена его фотокарточка времен службы на флоте
Прадеду повезло, остался жив и относительно здоров. После окончания Гражданской войны женился, в 1923 г. родился старший сын Николай. Всего же у него родилось пятеро сыновей.
К счастью, сохранились военные документы прадеда, по которым можно хронологически проследить его воинский путь. Мой предок стал одним из немногих счастливчиков, кто прошел всю Великую Отечественную войну и живым вернулся домой.
Он попал на фронт 7 октября 1941 г. и стал сапером. До 1943 г. воевал на Западном фронте, затем был приписан в войска 1-го Белорусского фронта на котором воевал до самой Победы.
Наверное, у каждого свой, отмеренный ему путь, следуя которым или умираешь молодым, как родной брат моей прабабушки Пелагеи Егоровны, умерший в 1943 г. в госпитале от ран, или же, проходишь всю войну и что-то хранит тебя. Не раз подобные мысли приходили ко мне при пересмотре фотографий и документов военных лет, оставшихся от прадеда.
Особенно задумываешься о превратностях судьбы, которые выстраивают человеческую жизнь из множества встреч, ситуаций, случайностей, удачливых и не очень, если знаешь, что человек прошел войну, практически, на острие опасности. И это не только выпавшая на долю моего прадеда жестокая война, но и его военная специализация и место службы.
Мало того, что Александр Титович прошел войну сапером, который занимается инженерным обеспечением армии в оборонительных и наступательных действиях, в том числе наводит переправы под огнем противника, устанавливает и разминирует мины, что и так крайне опасное занятие в любое время, к тому же местом его службы была одна из штурмовых инженерно-саперных бригад, которые всегда идут впереди наступающих войск, пробивая им дорогу.
Воевал прадед на 1-ом Белорусском фронте в одной из специальных военных соединений советских войск — штурмовых инженерно-саперных бригад резерва (ШИСБр), которые подчинялись напрямую Ставке Верховного Главнокомандующего, являются весьма примечательной страницей истории ВОВ, так как они внесли большой вклад в приближение Победы над врагом. О необходимости их создания заговорили в 1943 г., когда стал очевидным стратегический перелом в войне в пользу войск Красной Армии. Возникла нужда в новых инженерных соединениях именно наступательного характера для прорыва серьезных оборонительных укреплений гитлеровцев. И было решено создать такие соединения на основе уже действующих инженерно-саперных частей.
Таким образом, к 30 мая 1943 года были созданы 15 ШИСБр и в состав каждой такой бригады входили: штаб, командование, роты управления и инженерной разведки, нескольких штурмовых инженерно-саперных батальонов и рота собак миноискателей[4].
В круг боевых задач штурмовых батальонов входили: штурм укрепления противника, истребление танков, разминирование особо опасных путей следования советских военных колонн, дорожно-мостовые работы.
К сожалению, очень мало людей в нашей стране знают о существовании этих боевых соединений, так как недостаточно информации о них в СМИ, практически не снимают фильмов об их боевом опыте.
Горжусь, что мой прадед, сержант А.Т. Захаров, командовал до самого конца войны отделением 9-го отдельного штурмового инженерно-саперного Слонимского ордена Красного Знамени батальона, 2-ой штурмовой инженерно-саперной Рогачевской Краснознаменной бригады РГК (резерва Главного Командования).
И в качестве наглядного подтверждения того, чем приходилось заниматься таким штурмовым бригадам, приведу выписку из архивного фонда 2-ой штурмовой бригады, в которой воевал мой прадед за один день войны — 14.01.1945 г. (опись 1. Дело 53. Журнал боевых действий.1945 г.), текст и орфография сохранены:
«Лист 3.
ПРОРЫВ ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ ПОЛОСЫ ПР-КА НА ЛЕВОМ БЕРЕГУ Р. ВИСЛА НА УЧАСТКЕ ЦЕЦЕЛЮВКА ЛЕЖЕНИЦЕ.
14.1.45 г.
Начало исключительно мощной артподготовки из всех видов артиллерийского оружия.
9.10. Танки-тральщики выдвинулись из р-на исходных позиций к переднему краю обороны пр-ка. После переноса арт. огня в глубину обороны пр-ка, танки тральщики следуя за огневым валом и ведя огневой бой с неподавленными огневыми танками пр-ка, приступили к проделыванию проходов в минно-взрывных заграждениях противника.
8 танков-тральщиков действуя попарно уступом вправо (влево) проделывали проходы на всю глубину обороны пр-ка шириной 4-8 метров.
Саперы-штурмовики 9 ОШИСБ-на следуя за танками на расстоянии 50- 100 метров , при первых взрывах, подрываемых мин пр-ка.
Лист 3 об.
приступили к поверке и уширению проходов до 10-15 метр.
Проходы обозначались указками и саперы несли комендантскую службу в них при пропуске боевой техники.
При подходе вторых эшелонов саперов, группы несущие комендантскую службу двигались вперед за танками тральщиками.
Саперы действуя перекатами не отставали от танков одновременно неся непрерывную комендантскую службу не проходах.
Показать больше