Фрагмент для ознакомления
2
Для этого нужна особая духовная культура, жизненная мудрость и личностная зрелость. Моральная, психологическая, духовная готовность к родительству необходима всем: создает атмосферу в семье, от нее зависит ответственность человека не только перед самим собой, но и перед близкими, перед обществом.
Отказ от ребенка в родильном доме – одна из форм девиантного материнского поведения, наиболее изученная в настоящее время. Изучением этой проблемы занимались В.И. Брутман, С.Н. Ениколопов, М.С. Радионова (1996). Они исследовали отказ от ребенка у жертв сексуального насилия. Авторы показали, что в основе отказа от новорожденного лежит сложное сочетание социальных, экономических, психологических и патологических факторов. Изнасилование выступает в качестве мотива отказа от ребенка в 8-10 % случаев (в исследование включались только наиболее достоверно верифицированные случаи, исключая случаи спорные, предполагающие элементы условной желательности сексуальных отношений). Практически во всех случаях такая беременность – последствие так называемых скрываемых изнасилований, при которых родные узнают о случившемся поздно, иногда только после рождения ребенка, а в отдельных случаях не узнают вовсе. Беременность, возникающая как следствие изнасилования, практически всегда воспринимается молодой женщиной как «удар судьбы», как нечто чуждое, враждебное ее благополучию и поэтому априорно нежеланное. Поэтому, как только обнаруживается беременность, у молодых женщин возникает острое желание избавиться от нее любыми способами, а сохранение беременности во всех случаях оказывается вынужденным. Как отмечают исследователи, жертвы сексуального насилия, вынашивающие ребенка, - это незрелые, подчиняемые, пассивные в выборе жизненных позиций девушки, а также крайне инфантильные, интеллектуально неразвитые подростки, в экстремальных ситуациях у них легко возникают панические состояния, острейшее чувство страха перед реальной угрозой вызывает состояние беспомощности и общей двигательной заторможенности. Женщины, тем не менее, сохраняют беременность из страха разглашения и стремления во что бы то ни стало скрыть ее от родственников. Психологическое состояние женщины в этом случае – сложное и амбивалентное, включающее растущее чувство угрозы от развивающейся беременности и страх унижения, заставляющей оттягивать время каких-либо решительных действий. Эти переживания сопровождаются чувством враждебности к близким, с которыми и до этого не было эмоционально теплых и принимающих отношений. Социальные, нравственные и психологические последствия такой беременности весьма тяжелы.
Затем в качестве одной из форм девиантного материнского поведения назывался отказ от материнства в ситуации нежеланной беременности (А.Я. Варга, В.И. Брутман, М.С. Радионова, 1998). В одной из работ на эту тему они анализировали социальные, психологические и психопатологические факторы, лежащие в основе отказа матери от ребенка, и предлагались методы раннего выявления групп риска, разрабатывались теоретические основы социальной и психологической работы в условиях кризиса, приводящего к отказу от ребенка. В рамках проведенного исследования ученые обнаружили, что наиболее значимым фактором для формирования искаженной матрицы материнского поведения служат особые социальные и семейные условия развития будущих «отказниц». В первую очередь, это психологическое отрицание собственного материнства и идентификация девочки с отцом.
Среди «отказниц» часто встречаются женщины с выраженными личностными нарушениями. Для многих характерна личностная и эмоциональная незрелость, зависимость, аффективная несдержанность, низкая толерантность к стрессам, амбивалентность установок на материнство. Это делает их особенно зависимыми от негативного влияния социального окружения.
2. Мероприятия направленные на профилактику дивиантногоо родительства
Один из видов материнского девиантного поведения – сознательный отказ от материнства вообще. Он может быть мотивирован различными причинами: от материального и социального неблагополучия семьи или женщины до стремления женщины к самореализации, полному раскрытию своих способностей. Сочетать материнство и активную социальную жизнь получается далеко не у всех. Чаще сознательно отказываются от материнства женщины с высоким образовательным цензом, высоким уровнем социальных притязаний, ориентированные на успех в материальном и социальном плане. Нежелание иметь детей часто возникает у женщин, чьи собственные отношения с матерью были или есть травматичными, напряженными, вселяющими тревогу и страх.
• Работа с общественным сознанием в отношении вопросов девиантного материнства; воспитание родительских чувств, осведомленность родителей (будущих родителей) в вопросах психологии супружеской жизни, возрастной психологии и педагогики. Орудием данного воспитания являются популярные публикации, лекции, анкетирование, опросы, дискуссии, выпуск информационных буклетов, публикация в СМИ, оформление информационных стендов, информирование о мерах государственной поддержки молодых родителей, многодетных семей, одиноких матерей
• Психологическая помощь и поддержка женщинам в период беременности; формирование осознанного, позитивного восприятия материнства; профилактика нарушений детско-родительских отношений; психокоррекция эмоционального состояния женщины
• Оказание помощи беременным и их семьям с целью оптимального выхода из кризисной жизненной ситуации; психологическое сопровождение беременности в кризисной ситуации; гармонизация протекания беременности на эмоциональном, психофизическом и психофизиологическом уровнях
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Байков Ф.Я. Ответственность родителей: заметки о воспитании. - Ленинград: Лениздат. - 2006. - с. 53-55.
2. Волкова, Т.И. Профессиональная подготовка социального педагога / Т.И. Волкова // Среднее профессиональное образование. - Ульяновск: УЛГТУ. - 2008. - №3. - с. 53-54.
3. Кузнецова Л. В. Построение «культуры включения» ‒ профилактика рисков инклюзивного образования // Инклюзивное образование. Выпуск 1. М.: Центр «Школьная книга», 2010. С. 38‒43.
4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Издательский центр «Академия». - 2008. - с. 10-14.
5. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Педагогика. - 2009. - 158 с.
6. Макарова И. Ю. Проблемы аутизма: семейные системные аспекты родительства // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Нарушения психического развития у детей – междисциплинарная проблема». Смоленск, 2012. С. 63‒72.
7. Макарова И. Ю., Семакова Е. В. Семья гиперактивного ребенка // Вестник Брянского государственного университета. Вып. 1 (2012). С. 235‒238.
8. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. М.: Изд-во МПСИ, 2006. 128 с.
9. Островская Л.Ф. Педагогические знания родителям. - М.: Просвещение. - 2008. - с. 135-136.
10. Полонский И.С. Педагогические проблемы внешкольного общения подростков. - В кн.: Комплексный подход к воспитанию школьников. - М.: Просвещение. - 2008. - с. 57-59.
11. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 240 с.
12. Ходырева, Е.А. Социально-психологический феномен девиантного материнства. - М.: Просвещение. - 2005. - 560 с.
13. Ходырева, Е.А. Социально-психологический феномен девиантного материнства. - М.: Просвещение. - 2005. - 560 с.
14. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. 3-е изд. СПб.: ПИТЕР, 2002. 656 с.