Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
При рассмотрении современных внешних вызовов, стоящих перед Россией, необходимо сказать, что после распада СССР Российская Федерация как его продолжатель оказалась в новой для себя геополитической ситуации. Москва потеряла былое влияние в странах, которые ранее входили в состав Совета экономической взаимопомощи и в Организацию Варшавского договора. В первые годы после окончания биполярной конфронтации Российская Федерация прилагала значительные усилия на пути к интеграции в мировое сообщество демократических стран как непосредственная часть Европы. С 1990-х годов были предприняты активные шаги в сторону инкорпорации в структуры некоторых значимых международных организаций западного мира. В их числе Большая семерка (восьмерка – в период членства России), ОБСЕ, Совет Европы и другие, также началось сотрудничество с НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира». Однако постепенно между Российской Федерацией и странами Запада назревали противоречия, которые приводили к латентным конфликтам. Например, различия во взглядах проявились во время чеченских кампаний, во время вооруженных конфликтов на Балканах, в приднестровском кризисе, а также в ходе противостояния грузинской власти со своими автономиями – Южной Осетией и Абхазией. Во всех перечисленных случаях фактически страны НАТО и Евросоюза с одной стороны и Россия с другой поддерживали разные силы. Существенным триггером, повлиявшим на усиление противоречий между Россией и государствами Запада, стала программа НАТО по размещению систем противоракетной обороны в Восточной Европе. Как обозначалось, она была направлена на защиту Североатлантического альянса от потенциальной агрессии со стороны Ирана, в чем, однако, выражала сомнения российская сторона, полагая, что этот шаг есть не что иное, как выпад в сторону России. Накопившиеся противоречия привели руководство Российской Федерации к рефлексии по поводу места страны в существующей системе мироустройства. Результатом этой рефлексии стала Мюнхенская речь В. В. Путина 2007 года, в которой Президент России обозначил необходимость недопущения навязывания двойных стандартов со стороны государств Западного мира. Были также озвучены важные тезисы о недопустимости однополярного мироустройства во главе с Западом, а также об агрессивности американской внешней политики в Европе. Во многом именно это событие стало точкой отсчета для российской правящей элиты на пути к осознанию сложившейся в мировой политике ситуации, при которой Российской Федерации необходимо адекватно реагировать на существующие вызовы современности. Отметим также, что на протяжении постсоветского периода Российская Федерация развивала контакты и со странами Азии, а также с государствами других частей света, которые тоже имели свои трудности. В связи с этим видится необходимым рассмотреть вызовы, с которыми столкнулась Россия в результате описанных событий. В основной части эссе выделим два основных блока: в первом рассмотрим вызовы в отношениях России с государствами Запада, а во втором – с государствами, не относящимися к западному миру.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балюк К. Н. Международная оценка присоединения Крыма к РФ / К. Н. Балюк, А. Ю. Кузнецов // XXII Международная конференция памяти проф. Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». – 2019. – С. 1075–1085.
2. Блохин К. В. Россия и Запад. Военно-политический конфликт 2022 года. Меняя правила игры / К. В. Блохин // Свободная мысль. – 2022. – № 2 (1692). – С. 25–34.
3. В Евросоюзе заявили о снижении зависимости от поставок российского газа // РИА Новости : [сайт]. – 2022. – URL: https://ria.ru/20221026/gaz-1827044592.html (Дата обращения - 23.12.2022).
4. В какие страны Россия экспортирует нефть и газ // ТАСС : [сайт]. – 2022. – URL: https://tass.ru/info/14008857 (Дата обращения - 23.12.2022).
5. Изотов, А. В. Внешнеполитические стратегии России и Европейского союза по отношению к региону их общего соседства как фактор отношений между Евросоюзом и Россией / А. В. Изотов // Управленческое консультирование. – 2014. – № 8 (68). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnepoliticheskie-strategii-rossii-i-evropeyskogo-soyuza-po-otnosheniyu-k-regionu-ih-obschego-sosedstva-kak-faktor-otnosheniy-mezhdu (дата обращения: 22.12.2022).
6. Конаровский М. А. ШОС и БРИКС: возможности и перспективы сопряжения / М. А. Конаровский // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2019. – № 4. – С. 161–171.
7. Не числом, а мнением // Коммерсантъ : [сайт]. – 2022. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/5608502 (Дата обращения - 23.12.2022).
8. Портяков, В. Я. Российско-китайская торговля: политико-экономический дискурс / В. Я. Портяков // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – 2011. – № 16. – С. 155–171.
9. Росстат опубликовал информацию о доле нефтегазового сектора в ВВП России в I квартале 2022 года // Росстат : [сайт]. – 2022. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/174229 (Дата обращения - 23.12.2022).
10. Теплухин В. В. Расширение НАТО на восток после 1991 года / В. В. Теплухин // Filo Ariadne. – 2018. – № 2 (10). – С. 66–80.
11. Шакурова Н. Е. Расширение Европейского союза на восток в контексте эволюции политической системы единой Европы / Н. Е. Шакурова // Гражданин. Выборы. Власть. – 2020. – № 3 (17). – С. 147–158.