Фрагмент для ознакомления
2
Античная культура представляла собой культуру государств, которые сформировались с III тыс. до н.э. по V век н.э. Прежде всего, это древнегреческая культура, представляющая собой важный этап развития художественного творчества. Именно в эту эпоху началось философское осмысление эстетических категорий и искусства как общественного феномена, многими мыслителями были высказаны базовые для последующих столетий идеи о существовании культуры как особого вида социально-антропологического бытия, отличающегося от природного мира
Классический – сократовский период – стал вершиной античной философии. Именно на этом этапе ярко проявились черты античного философского мышления, вклад в которое в определенной мере внесла софистика. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» - высказывание самого известного представителя античной софистики Протагора .
Значительное влияние на Протагора оказала философия Демокрита. Учение об атомах и пустоте, а также множественности миров, постоянно гибнущих и возникающих вновь, Протагор направил в идею об относительности вещей. Философия Протагора, софистики в целом, с тех пор стала символом релятивизма.
Категория меры, звучащая в философском тезисе Протагора – одна из центральных категорий античной философии. В высказываниях семи мудрецов у четырех из них упоминается мера. Клеобул: «Мера лучше всего»; Солон: «Ничего слишком; все хорошо, что в меру»; Фалес: «Блюди меру»; Питтак: «Знай меру» .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Анисов А. М. Современная логика. М.: ИФ РАН, 2002.
2) Волкова, Н.П. Аристотелевская интерпретация тезиса Протагора и «Теэтет» Платона /Н.П. Волкова // Платоновские исследования. – 2020. – No 2. – С. 56–68.
3) Воробьева О.Б. Проблема происхождения морали. Античная философия // Наука и культура России. 2011. С. 68-70.
4) Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов - М.: Мысль, 1986. – С.110
5) Кравченко И. Маклюэн и его апологетика капитализма // Мировая экономика и международные отношения. 1971. No 4.
6) Лопатинская Т. Д. Кризис духовных ценностей в информационном обществе//ЕЖЕГОДНАЯ БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2019. № 29. С. 249-251
7) Мубаракшина А. М. Парадигматические отношения лексем со значением «нравственность» // Филология культура. Philology and culture. 2013. No 4 (34).
8) Носырева А.К., Воробьева О.Б. Об относительности мира: Протагор//МОЛОДЕЖНАЯ НАУКА В XXI ВЕКЕ: ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ, ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ. Материалы Международной научно-исследовательской конференции молодых ученых, аспирантов, студентов и старшеклассников: в 3 частях. Том Часть 2. 2017. С. 228-229
9) Платон. Диалоги / Философы Греции. Основы основ: логика, физика, Этика. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999
10) Поппер, К.Р. Открытое общество и его враги. Т. 2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы / К.Р. Поппер / Пер. с англ.; под ред. В.Н. Садовского. – М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. – 528 с