Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На протяжении всей истории существования идей марксизма зарубежные и отечественные учёные отмечают своеобразную актуальность теории Карла Маркса. Марксизм ненавидят и обожествляют; его критикуют и регулярно объявляют о потере возможности быть реализованным. Одни не пишут о нём вообще; другие – используют теорию и методологию марксизма для обоснования своего концептуального мировоззрения; третьи никогда не задумывались, в рамках какой научной парадигмы ведут исследования. Так или иначе, большинство из них реально работают в диалоге с марксизмом, даже не подозревая об этом. На этой основе можно полагать, что тема марксизма была и остаётся одной из наиболее обсуждаемых и актуальных в научных кругах исследователей.
Марксизм является актуальным и как классическая методология, и как теория, предусматривающая концептуализацию основ общественной жизни человека. Знаменитый «Капитал» Маркса остаётся актуальным и сейчас среди отечественных и зарубежных учёных, предпринимателей, экономистов .
Целью данного эссе является рассмотрение марксизма и современности.
Основная часть
Как применим марксизм сегодня?
Рассмотрим пример социалистической идеи – современный боливарианизм. Его многие авторы определяют как социалистическое учение, столь привлекательное для огромных масс бедняков Латинской Америки. Действительно, социализм — недаром боливарианизм также называют боливарианским социализмом — лежит в основе социально-экономической концепции боливарианцев, которая предусматривает построение «справедливого» общества, где природные ресурсы будут в руках у государства, которое станет направлять их на социальные нужды, а богатых вынудят делиться частью своего дохода с бедными. Анализ речей президента Боливарианской республики Венесуэла Уго Чавеса показывает активное использование эпитета «социалистическая» в отношении Венесуэлы .
При этом само название «боливарианизм» является отсылкой к Симону Боливару. Он упоминается в преамбуле и ст.1 Конституции Венесуэлы 1999 г. Причем не просто упоминается - ст.1 прямо указывает, что ценности Боливарианской Республики Венесуэлы - это ценности учения Симона Боливара, Освободителя.
Такое поклонение национальным героям странно для социалистов, которые идут под лозунгом «мы новый мир построим».
Социализм (во всяком случае, в его традиционном марксистско-ленинистском варианте) отрицает прошлое, даже современный евросоциализм, признавая важность национального вопроса, не выводит его на первый план в своих программах.
Боливарианизм же ищет в прошлом ответы на вопросы настоящего. Исходя из вышесказанного понятно, что назвать боливарианизм социалистическим течением в чистом виде крайне сложно - он имеет очень много элементов, делающих его националистической идеологией. И здесь возникает вопрос: что важнее в концепции боливарианцев - социалистические или националистические идеи? Национализм ли это, воспринявший идеи социалистов, или, напротив, социализм, переродившийся в местных условиях?
Раньше националисты разных стран не могли договориться, слишком велик был массив противоречий между ними. Националисты-боливарианцы между собой договариваться способны - не влияние ли это социалистического интернационализма?
Иными словами, национализм боливарианцев имеет два уровня, выделяя две общности: узкую (венесуэльскую или иную национальную) и широкую (латиноамериканскую), причем боливарианцы разных стран (для упрощения назовем так и сторонников Моралеса в Боливии, и сторонников Корреа в Эквадоре) способны поступаться интересами узкой группы во имя нужд группы широкой .
Наблюдается интереснейший сплав национализма и интернационализма, который при благоприятных условиях может привести к формированию в странах ALBA нового гражданского суперэтноса аналогично тому, как основу американского этноса заложил возникший в результате Войны за Независимость новый гражданский суперэтнос, объединивший весьма пестрые по национальному составу колонии.
Марксизм имеет различные интерпретации и в мировой общественной мысли, и в политической практике (социал-демократизм, анархизм, социализм и проч.). Однозначных представлений в этой области не было раньше, нет и сейчас. В целом это учение и его составные части оцениваются по-разному.
Марксизм можно рассматривать в разных масштабах.
Политическая актуальность марксизма обусловлена тем, что в руководимых коммунистами странах - Китае, КНДР, Кубе, Вьетнаме и других проживает свыше миллиарда человек, демографический и экономический потенциал этих стран, прежде всего Китая, возрастает.
Марксистская идеология показала себя как мощный и конкурентный инструмент консолидации сложных обществ. Марксизм проявил себя как средство межгосударственной коммуникации.
Страны, где марксизм является государственной идеологией, выступали на международной арене единым фронтом, что позволяло даже слаборазвитым странам более эффективно отстаивать свои интересы. Победа социалистической революции в России стала мощным стимулом борьбы трудящихся за свои права в странах Запада. Это борьба, с одной стороны, и страх владельцев собственности перед революционными событиями, с другой, способствовали повышению уровня жизни трудящихся.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Давыдов Д. А., Экзистенциально-антропологические аспекты философии К. Маркса : размышляя над книгой П. Н. Кондрашова // Свободная мысль. — 2020. — № 1 (1679). — С. 211-215
2) Кондаурова И.А. Концепция человека в марксизме и неомарксизме//Вопросы политической экономии, 2021. № 2. С. 158-166
3) Сергеева О.А. О марксизме, его заслугах и исторических перспективах//МАРКСИЗМ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции, посвященной 190-летию со дня рождения К. Маркса. Сер. "Философия: люди и идеи" Том Выпуск 2. Московский городской педагогический университет; Под ред. Б.Н. Бессонова, О.А. Сергеевой. 2009. С. 175-187
4) Чавес У. Строки размышлений Чавеса = Las lineas de Chavez /Уго Рафаэль Чавес Фриас. — М., 2020. — 560 с.
5) Ясперс К.Т. Смысл и назначение истории: пер. с нем. – М.: Политиздат, 1991. – 527 с.