Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Научная революция – это фундаментальное изменение процесса и содержания научного познания, которое связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе понятий и методов, формированию новой научной картины мира. Следствием этого явления является качественное преобразование материальных средств наблюдения и экспериментирования, а также появление новых способов оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами толкования, обоснованности и организации структуры знаний.
Можно выделить два типа научных революций. К первому из них относится перестройка картины мира без радикального изменения идеалов и норм исследования и философских подходов науки. Второй тип представляет из себя изменение научной картины мира, которое сопровождается сопровождающееся коренной заменой идеалов и норм научного исследования и его философских принципов.
К причинам научных революций следует отнести появление новых объектов исследования. К примеру, Революция в физике в конце XIX столетия стартовала как результат исследования принципиально нового объекта – микромира. Следующая причина – изобретение новых и более качественных средств исследования. Так, изобретение микроскопа вызвало революцию в биологической науке. Ещё одной причиной считается формирование новых методов исследования. Примером этого является революция в естествознании XVII века, которая была вызвана обусловлена внедрением экспериментального метода. Научным революциям способствует накопление аномалий и противоречий в результатах исследований и фактов, которые невозможно объяснить в рамках имеющихся не концептуальных и методологических подходов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Научная революция способствовала формированию акцента на систематическом экспериментировании, которое представляет наиболее действенном метод исследования. Это привело к развитию математики, физики, астрономии, биологии и химии. Данное явление привело к изменению взглядов общества на природу.
Рассмотрим особенности изменения, произошедшего в процессе перехода от Средневековья к раннему Новому времени. Ученые и философы в этот период сотрудничали с членами математических и астрономических сообществ. Это помогло добиться прогресса во всех областях. Ученые стали осознавать непригодность средневековых экспериментальных методов для своей работы и поэтому почувствовали необходимость разработать новые методы. У ученых имелся доступ к наследию европейской, греческой и ближневосточной научной философии. Данные идеи служили отправной точки для теоретических исследований. Ряд учреждений, так как, к примеру Британское Королевское общество, способствовали утверждению авторитета науки. Также появилась возможность публикации работ ученых.
В соответствии с теми научными методами, который стали использоваться с XVII века, научное сообщество постепенно приняло исследовательскую традицию с применением систематических экспериментов. Философия применения индуктивного подхода к природе, которая выражалась в обычном наблюдении, во многом противопоставлялась с более ранним аристотелевским подходом к дедукции, с помощью которого анализ известных фактов приводил к дальнейшему их пониманию. На практике большинство ученых полагали, что необходимо грамотное сочетание готовности как подвергать сомнению предположения, так и интерпретировать наблюдения.
В ходе научной революции произошли изменения представлений о роли ученого по отношению к природе, ценности доказательств, экспериментальных или наблюдаемых данных. Это в свою очередь привело к научной методологии, где эмпиризм играл значительную, однако не абсолютную роль.
Термин «британский эмпиризм» стал применяться для описания философских различий между двумя его основателями — Фрэнсисом Бэконом, которого называли эмпириком, и Рене Декартом, которого называли рационалистом. Работы Бэкона сформировали и популяризировали индуктивные методологии научных исследований, что получило наименование бэконовского метода, а иногда просто научного метода. Его требование плановой процедуры исследования всего естественного ознаменовало новый поворот в риторических и теоретических рамках науки, большая часть которых до сих пор окружает концепции правильной методологии.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барабанов В. Ф. Научно-техническая революция и судьбы природы. – М.: Знание, 2021. – 706 c.
2. Гинзбург В. Л. О физике и астрофизике: Статьи и выступления. – М.: Наука, 1992. – 528 с.
3. Кирсанов В.С. Научная революция XVII века. – М.: Наука, 2017. – 344 c.
4. Кун Т. Структура научных революций / пер. на рус. И. Налётов. – M., 1975. – 340 с.
5. Стёпин В. С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2006. – 192 с.