Фрагмент для ознакомления
2
В данной работе будет рассмотрен вопрос: человек – «голая обезьяна» или «совокупность человеческих отношений»?
На мой взгляд, следует рассмотреть ответ на данный вопрос с нескольких ракурсов. Первый ракурс – психика.
Первые представления о психике рассматривали критерии психического как внешние по отношению к форме существования организма. Психика относилась к существу не по той причине, что существо обладало конкретными поведенческими характеристиками, а потому, что существо относилось к конкретному классу объектов. Присутствие же психики у данного класса предполагалось как аксиома . Критерием присутствия психики является способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Последние предполагают такие виды энергии или характеристики предметов, не участвующие непосредственно в обмене веществ. Психика оказалась наилучшим средством адаптации животных к окружающей среде. Причина появления психики – переход от жизни в однородной, гомогенной среде к среде дискретных объектов. Среда менялась, воздействия переставали быть значимыми, организм же продолжал реагировать на них – появилась чувствительность. У живых существ, обладающих психикой, приспособление к изменению среды идет не только при помощи строения и функционирования органов, но и при помощи изменения поведения без изменения организации. Такой организм может отражать объективные связи между свойствами среды.
В чем отличие психики человека от психики животных?
Активность животных связана с биологическими мотивами. Человеку же может быть присуща и деятельность, связанная не только с биологическими мотивами. К примеру, это обучение, изучение, познание, вопросы критического мышления и т.д.
Кроме того, животные ограничены лимитами определенных ситуаций. Животное не может спланировать свой день, придерживаться этого графика весь день, держать у себя приоритетные цели для выполнения. Основа поведения у животных – наследственные видовые программы. Животное всю жизнь приобретает индивидуальный опыт, и видовые программы адаптируются к определенным условиям. Человек в течение жизни связан, в том числе, с социализацией, усвоением норм, обучением, познанием. Кроме того, животные не закрепляют, накапливают и не передают опыт поколений в материальной форме. Человек же создает культуру – при помощи своей деятельности, при помощи передачи ее следующим поколениям. Здесь мы уже говорим о присутствии творческой составляющей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бандура А. Теория социального научения. СПб. : Евразия, 2000
2) Гуревич П.С. Психология: учебник. – 2-e изд. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020
3) Карабанова О. А. Возрастная психология. — М.: Айрис-пресс, 2020. — 239 с.