Фрагмент для ознакомления
2
Родной язык играет большую роль в развитии личности каждого субъекта. В философии, психологии и педагогике речь и язык рассматривают как основу психического развития человека [3]. Именно здесь сходятся все линии психического развития человека. Речь идёт о воображении, памяти, мышлении и др. Язык является важным средством человеческого общения и служит непосредственным каналом приобщения субъекта к ценностям любой культуры, в том числе духовной. В педагогике язык является необходимым условием для воспитания и обучения ребёнка. Именно развитие устной и письменной речи у дошкольников являются основой всего дальнейшего образования ребёнка.
Современная образовательная среда сегодня реализуется в условиях требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Именно в условиях ФГОС дошкольного образования решаются основные задачи развития речи детей [2]:
1. Обогащение активного словарного запаса дошкольников.
2. Формирование устойчивых речевых навыков.
3. Общение детей между собой.
4. Приобщение детей к чтению литературы.
5. Развитие у ребёнка творческой речи в процессе сочинения различных текстов.
6. Правильная постановка ударений и соответствующая интонация.
Ребёнок в дошкольном возрасте активно усваивает разговорный язык. В этот период происходит становление и развитие всех сторон его речи. Это грамматическая, лексическая и фонетическая речь. Хорошо поставленная грамотная речь всегда является показателем умственного развития субъекта. При этом, можно говорить о том, что полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Чем раньше начинается обучение родному языку, тем быстрее и свободнее человек им пользуется. Можно сказать, что речь является инструментом для психического развития каждого ребёнка. Психологи считают, что развивая речь ребёнка, педагоги способствуют развитию его интеллекта. Можно без преувеличения сказать, что именно овладение речью будет являться главным событием в развитии каждого ребёнка. Появление у ребёнка внятной речи способствует открытию новых важных перспектив в будущем, поскольку происходит перестройка всех психических процессов без исключения. Процесс овладения речью субъекта является достаточно сложным и проходит несколько этапов развития [6].
На первом году жизни ребёнок ещё не говорит. Речь ему заменяют невербальные средства общения. К ним можно отнести жесты, позы, мимику и др. Примерно на третьем году жизни нормально развивающийся ребёнок усваивает язык взрослых и общается с ними с помощью речи. Между этими периодами ребёнок общается со всеми остальными на своём детском языке. Психологи этот этап называют этапом автономной детской речи.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Васильева, Е.В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов [Текст] - Е.В. Васильева. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 64 с.
2. Литвинова, О.В. Образ ребенка в изобразительном искусстве как средство художественного воспитания [Текст] / О.В. Литвинова, Е.А. Прыскина // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2016 г.) - ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 98–100.
3. Мусина, Ж.А. Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста / Ж.А. Мусина, А.А. Джумадельдинова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва: Буки-Веди, 2014. — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6538/ (дата обращения: 26.01.2023).
4. Сафина, Л.А. Развитие речи детей раннего возраста / Л.А. Сафина. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9321/ (дата обращения: 26.01.2023).
5. Трудоношина, И.Е. Особенности познавательных способностей в раннем детском возрасте. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://econf.rae.ru/pdf/2012/11/1690.pdf. (дата обращения: 26.01.2023).
6. Шафигулина, М.А. Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности / М.А. Шафигулина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.3 (117.3). — С. 122-123. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32451/ (дата обращения: 26.01.2023).