Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы данного эссе состоит в том, что в условиях продолжающейся глобализации, экономической, политической и культур-ной экспансии Запада в другие регионы мира, а также массовой миграции возрастают и распространяются, во многом как реакция на эти процессы, национализм, религиозный фундаментализм, ксенофобия, экстремизм и репрессивный алармизм, которые во многих своих проявлениях маркиру-ется понятием «культурный расизм», а в качестве системы мер противо-действия межэтнической, межконфессиональной и межкультурной враж-дебности в ряде стран мира продолжает использоваться мультикультура-лизм, в теории и практике которого выявляются существенные противоре-чия и недостатки.
Культурный расизм – понятие, базирующееся на представлениях о приписывании 1) тотальности (характерности всем представителям), 2) фа-тальности (неизменности) определенных свойств этнических или конфесси-ональных групп [4, с. 67]. Значит, соответственно: 1) не все проявления критичности в адрес части представителей таких групп можно обозначить данным понятием, 2) не все требования в адрес представителей таких групп в определенных условиях частично отступиться от своей культуры или скорректировать ее подводимы под это понятие. В таком четко очер-ченном понимании обозначаемую им совокупность явлений целесообразно преодолевать, в т. ч. для развития мультикультурализма и его возможной в частичном или полном объеме трансформации в интеркультурализм, т. к. сам по себе мультикультурализм проявил неразрешимую противоречи-вость..
Формирование того, что получило название «культурный расизм» основывалось на ряде предпосылок. Во-первых, это то, что понятие «ра-са», согласно выводам исследователей из СШа, издавна наполнялось не только физическим , но и социокультурным смыслом. Во-вторых – это дискредитация в глазах большинства представителей человечества класси-ческого расизма бесчеловечной практикой нацизма. В-третьих – это науч-ное опровержение расистских постулатов о якобы врожденных и неизмен-ных преимуществах и недостатках существующих рас, а также формиро-вание научных течений, предлагающих заменить само понятие расы поня-тием клинальной изменчивости. Поэтому сторонники радикального нера-венства между большими общностями людей различного происхождения и культуры стали выражать взгляды, отличающиеся от классического ра-сизма и позиционировать себя не как расистов, а даже, в некоторых случа-ях, как их оппонентов. Поэтому определить свойства и рамки современно-го расизма и сформулировать его определение стало тррудно.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру/Пер. с англ.; под ред. В. И. Иноземцева. – М. : Ло-гос, 2003. – 350 с.
2. Борисова М. В. Теория и практики интеркультурализма в совре-менном мире // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2014. – № 2 (44). – с. 367–374.
3. Шнирельман В. А. Расизм вчера и сегодня. (Опубликовано в жур-нале Pro et Contra, сентябрь–октябрь 2005 г., с. 41–65). Демоскоп weekly. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0233/analit02.php (дата об-ращения: 23.01.2023 г.).
4. Шнирельман В. А. Расизм, этничность и демократия: националь-ные модели // Политическая концептология. – 2010. – № 4. – С. 66–85.