Фрагмент для ознакомления
2
нивелировано неправильным обучением, или наоборот, оно может стать подспорьем для активного развития одаренного ребенка.
Потенциальная и актуальная одаренность являются этапами процесса ее становления и развития, реализации имеющихся ресурсов, которые могут присутствовать не только в явном, но и в скрытом виде. Выявление одаренных детей составляет сложную задачу, включающую обнаружение их скрытых возможностей, определение их особых познавательных потребностей и других личностных особенностей.
Е.И. Щебланова в своем исследовании сосредотачивается именно на рассмотрении специфических черт личности одаренного ребенка, определяющих особый воспитательный подход к нему.
Среди таких черт она выделяет опережение в интеллектуальном развитии, которое выделяет ребенка среди сверстников, но одновременно особым образом формируют его познавательные интересы, что может негативно сказаться на мотивации к обучению и на социализации.
Щебланова отмечает такую проблему в обучении одаренного ребенка: стремясь не выделяться в социуме сверстников, он может намеренно снижать свою академическую успеваемость и скрывать одаренность. Другой сложностью является специфическое проявление аффектов в поведении одаренного ребенка, поскольку эмоциональные характеристики таких детей часто отличаются от стандартных.
Автор освещает так же разноплановость гендерных проявлений одаренного ребенка: общество предъявляет разные требования к детям в соответствии с их полом, это касается и одаренного ребенка, который особым образом адаптируется к этим требованиям.
Говоря об исследовании в целом, можно отметить, что оно дает достаточно глубокий теоретически материал, освещающий основные сферы функционирования одаренного ребенка – интеллектуальную, социальную, эмоциональную.
В плане практической значимости книга представляет интересные рекомендации по организации работы с одаренном ребенком, которые могут быть применены в работе педагога и психолога. Прежде всего, это освещение вопросов об организации социального взаимодействия одаренного ребенка и его воспитания в семье, которое во много является определяющим в стратегии поведения ребенка.
Кроме того, книга предлагает обширные пояснения о процессе работы по выявления одаренности и диагностике способностей одаренного школьника, отмечая не только широко используемые методики, но и сравнивая их эффективность, декларируя использование разных методик в разных случаях.
Подводя итог, можно сказать, что этот труд освещает важнейшие теоретические концепции и дает ценные практические рекомендации, что очень важно для работы педагога и психолога.
«Внутренние адаптационные механизмы психики» эссе по книге Волынской Л.Б. «Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла»
В представленном труде автор поднимает вопросы адаптации человека, которые недостаточно рассмотрены современной наукой. В настоящий момент адаптация рассматривается, как привыкание человека к внешней среде, включение в новые социальные отношения, при этом очень мало внимания уделяется тому, какие изменения претерпевают внутренние ценности и установки человека, а ведь именно они во многом определяют успешность адаптационного процесса и инициативу индивида в этом процессе.
Адаптация и дезадаптированность рассматриваются, как состояния, которые каждому человек приходится пережить в жизни неоднократно, и успешное прохождение адаптации в одной ситуации не гарантирует повторного успеха в другой.
Рассматриваются биологическая, социальная и личностная адаптация, механизмы адаптации и специфика их работы на разных стадиях жизненного цикла человека. Поднимается важный вопрос о необходимости или ошибочности желания индивида адаптироваться, поскольку существуют ситуации, когда человек попадает в среду, которую необходимо покинуть, а не приспосабливаться к ней.
Несмотря на то, что социальная адаптация является процессом двусторонним, в данной работе поставлен акцент на изучении внутриличностных, а не средовых адаптационных механизмов. В связи с этим понятие социальной адаптации дополнено понятием личностной адаптации, для которой важно согласование самооценок и притязаний индивида как с его внутренними возможностями, так и с реальностью социокультурной среды.
Если социальная адаптация выражается в большей степени во внешних навыках и умениях, то для личностной адаптации важны глубинные ощущения индивида в социальной среде, его самооценка и эмоциональное отношение к себе.
В книге рассматривается процесс адаптации в контексте жизни всего общества, смены поколений, необходимости человека при переходе к новому возрастному периоду уступать место другим и занимать новую социальную нишу. Поскольку каждый индивид является частью всего человечества и отногенез повторяет филогенез, то рассматриваются и параллели между индивидуальным становлением личности и историческим развитием человечества.
Слабое понимание сегодняшними психологами-практиками внутренних механизмов дезадаптации личности и специфики этого процесса, определяемой возрастным этапом и индивидуальными чертами личности, приводит к снижению эффективности работы с клиентом.
Показать больше