Фрагмент для ознакомления
2
Э. Фромм утверждал, что человек – это единственное существо, для которого собственное существование составляет проблему. Человеческое существо не может избежать этой проблемы, оно обязано разрешить ее. Характер формирования того или иного типа личности происходит не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования: «экзистенциальной» и «исторической» .
Исторические противоречия не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории.
К экзистенциальной составляющей человеческого бытия относится тот факт, что человек изначально находится между «жизнью и смертью». Жизнь и смерть вплетены в единый жизне-смертный континуум, где смерть есть часть жизни. Но смерть как феномен сознания может существовать только на основе опыта смерти другого человека, на основе смерти как события социальной жизни. Поэтому человек рассматривается как «незавершенное, неполное существо», а его бытие характеризуется внутренними противоречиями.
В данной работе будет рассмотрен принцип бытия, обладания в понимании Э. Фромма.
Основная часть
В чем заключается смысл бытия и принципы обладания по Э. Фромму? Какой принцип преобладает в современном обществе? Можно ли их совместить или они исключают друг друга. Если можно, то как? Что делает человека счастливым?
Э. Фромм выдвигает два противоположных способа существования человека и общества: существование по принципу Бытия и по принципу Обладания. Современное производство, ориентированное на безграничное потребление, формирует человека, стремящегося потреблять как можно больше. Патологическое потребительство приводит к крайне ущербному духовному миру человека . И «в погоне за принципом «иметь» человек игнорирует принцип «быть».
Обладание представляется обычным для человеческой жизни. Для полноценной жизнедеятельности необходимо обладать рядом вещей. Более того, люди должны получать удовольствие от обладания вещами. Другая альтернатива возникнуть не может, т.к. в обществе высшей целью является иметь как можно больше. При таком подходе, наоборот, кажется, что сущность бытия как раз заключается в обладании, что человек – ничто, если он ничего не имеет. Философ полагает, что в человеке борются два принципа: принцип бытия и принцип обладания. Человек должен оставаться самим собой, развивать данные ему качества и не стремиться к накоплению, к безмерным желаниям. Тенденция «Иметь» берет силы в биологическом факторе и в стремлении самосохранения. Другая тенденция «Быть» обозначает отдавать, а иногда и жертвовать собой, обретает силу в определенных условиях человеческого существования. Этот подход Э. Фромма в настоящее время приобретает особую актуальность и значимость. Э. Фромм принимает вечность экзистенциального поиска. Так, в философском учении Форма есть множество бытийских человеческих проблем: свобода, любовь, власть, смерть. История человечества, согласно Э. Фромму, является стремлением человека обрести самого себя и соответственно реализовать потребности, которые рождены распадом прежних, изначально целостных и взаимосвязанных. Конкретно сложившееся общество, та или другая форма социального общежития мешает полному воплощению людских возможностей.
На протяжении долгой истории человечества воля, эмоции, разум людей не получили и не могли бы получить соответствующего самовыявления.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Серебряков Ю.В. Путь к «здоровому обществу» в трудах Э. Фромма//УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ. 2015. № 3. С. 44-60
2) Симонова К.А. Экзистенциальная составляющая человеческого бытия в концепции «нового человека» Э. Фромма// АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В НАУЧНОЙ РАБОТЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 томах. Том 7. 2015. С. 126-127
3) Фромм Э. Иметь или быть? http://lib.ru/PSIHO/FROMM/haveorbe.txt_with-big-pictures.html#toc00002 (дата обращения 19.02.2023)