Фрагмент для ознакомления
2
Христианство учит нас любить и ценить в человеке не его внешние атрибуты, не его достоинство, а его душу. Это была поистине новая, если не революционная, идея в той исторической ситуации: в этом мире личность имела значение только как часть рода, государства. Христианство очистило душу от всего, что случайно, и проявило свою бесконечную красоту и ценность.
На мой взгляд, это одна из причин популярности христианства. Отчаявшись в материальном мире, любой человек (!), будь он рабом или свободным, мог бы обрести духовную свободу, особое духовное состояние.
Преобразование рабов и неимущих в христиан привело к столкновению с государственными органами, породило многочисленные преследования и преследования. Все это вместе позволяет нам сказать, что социальная ориентация раннего христианства, часто выполняющая роль политической оппозиции, рассматривалась как определенная угроза государственной структуре. Поэтому власти приняли меры по защите системы и ее идеологии .
С распространением христианства и ростом оппозиционных настроений религиозная нетерпимость к христианам приобретает все большее значение.
Христианство учило, что все зло в жизни является производным от греха, самым глубоким разложением личности, которое происходит, если этот человек уходит от божественного закона. Секрет ценности каждого человека заключается в том, что «мы теперь дети Божьи» (Иоанн III, 2). Это учение о вовлечении человека в божество, которое уже было в Платоне, стало основным в христианстве и подняло самосознание человека до беспрецедентной высоты, раскрыв ему яркие перспективы будущей заповеди: будь совершенен, как ваш Отец идеален.
Но, будучи радостным посланием для каждого отдельного человека, учение Христа говорило о спасении и о мире. Страдает не только человек; «Все творение страдает и страдает вместе» (Римлянам VII, 29). Поэтому спасение заключается не только в том, что каждая человеческая душа спасена, но что каждое существо спасено. Этот новый порядок вещей, новый вид бытия и отношения в Евангелии называется Царством Божьим или Царством Небесным.
Царство Небесное, идеальный, божественный мир существует испокон веков, но человек может, если захочет, войти в него, используя личные усилия для этого; будучи еще живым, он может объединиться в своей душе с объективным Царством Божьим, взяв его в себя, в то время как в других людях, во всем мире, Царство еще не реализовано .
Можно утверждать, что в духовности христиане пошли дальше, чем буддисты.
Каков политический смысл этой, казалось бы, не чисто политико-правовых идей (как некоторые другие)? Ответ на этот вопрос может быть дан, если посмотреть на результат их влияния на общество и государство. Я считаю, что никто не сомневается в том, что сила их действий на человечество не имеет себе равных. Этим я хочу сказать, что вся история после Христа стала качественно иной под влиянием христианских идей. То есть политический и правовой характер этих идей проявляется в их воздействии на человечество.
Христианство, которое выступало как синтезирующая религия в контексте обостряющегося социально-политического кризиса, интерпретировало политический процесс как линейную последовательность событий, имеющих начало и конец, зависящих от провидения Бога. (Это пришло из иудаизма). Эта интерпретация исторического процесса служила оправданием для заявлений о кончине Римской империи [4].
Независимо от того, насколько уникальной и независимой была жизнь христианской общины, она не могла объективно быть полностью свободной от взаимодействия с окружающей средой, в которой она появилась, а проповедь язычникам, которая так энергично возглавлялась апостолами всего мира, принесла Церкви в непосредственный контакт с этим миром. Это касалось чрезвычайно сложного вопроса о том, как оценить мир и как считаться с ним (на этом этапе четкий вопрос о взаимоотношениях между государством и церковью еще не был поднят). Основные принципы отношения к миру приведены в Евангелии.
Самая древняя книга Нового Завета - Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), точно датированное 68 годом нашей эры . Анализируя этот источник, можно видеть, что он значительно отличается от общего потока раннехристианской мысли. Интересно отметить тот факт, что христианство представлено в нем (Апокалипсисе) как доктрина, которая не полностью отделялась от иудаизма. Ему не хватает этики прощения, кротости и послушания, которые впоследствии появились в Евангелиях.
Эта книга пронизана ненавистью к Риму как источнику зла. В это время христианская догма не сложилась, многие важные элементы догмы еще отсутствуют.
Следует отметить, что некоторые люди находят в Апокалипсисе революционную программу действий. Такие суждения основаны на выдержках из Евангелий такого рода: «Он предает брата до смерти, а отец - сына ... народ и царство восстанут в царство» или «не думайте, что я пришли, чтобы принести мир на землю, я не пришел, чтобы принести мир, но меч» (Матфея 10, 34).
Эта идея Христа - бунтаря искусственна. Евангелие - особый источник, эмоциональный и символический, он принимает разногласия.
Указанные слова - это не программа действий, а пророчество о проблемах. Они выступают против идеи осуждения насилия («тот, кто берет меч, от меча и гибнет») .
Эти положения более соответствуют духу христианства. Программа и сущность христианства не в трансформации мира, а в спасении души.
Интересно отметить, что последующие книги Нового Завета значительно отличаются от Откровения. В Евангелиях впервые появляется учение о необходимости простить власть, терпеть любые страдания в земной жизни, формирует основные принципы этики подчинения, непротивления злу насилием.
Известная команда Апостола повиноваться силам, которые на том основании, что «нет власти не от Бога», может иметь смутное признание положительного значения римского государства в истории мира и христианства, в этих книгах Евангельские принципы христианского отношения к миру сводились к следующему: не привязывайтесь к эмпирическому миру, не служите Маммоне и т. д. Грех - это не жизнь в этом мире, а чрезмерная привязанность к нему, поклонение ему как абсолютному, забвение его вечного .
Принципы, содержащиеся в Евангелиях, по-прежнему были слишком общими, они не содержали прямых указаний относительно отношения к властям, государственным учреждениям, налогам, общественной деятельности и т. д.
Христианская Церковь в своем дальнейшем развитии сделала выводы из этих общих принципов. Эти выводы, разные в разное время, постепенно приближались к компромиссу между религиозной правдой и практической жизнью, поскольку религиозная жизнь и память Учителя стали еще хуже в церкви и усилилось влияние «мира» .
Показать больше