Фрагмент для ознакомления
2
Петр1 - эволюция исторического портрета в памятниках СПб
В Санкт-Петербурге воздвигнуто много памятников Петру Великому. По другому быть и не могло. Ведь создатель города на Неве должен быть всегда “на устах и на глазах” у благодарных потомков. Петербуржцы гордятся старинными и современными изваяниями, посвященными отцу Северной столицы и автору грандиозных реформ державы, которые вознесли ее на пьедестал лучших стран из лучших. Гости города с большим удовольствием посещают памятники Петру I и изучают славную историю прекраснейшего города на Земле, а заодно и становление великой России!
Петр стал первым царем, чей портрет был написан. В Лондоне, когда он не посещал Гринвичскую обсерваторию, не присутствовал на собрании квакеров и не устраивал шумных пьяных вечеринок в Дептфорде, он позировал сэру Годфри Кнеллеру, который изобразил уверенного в себе молодого монарха, стоящего в полном вооружении с горностаевой накидкой на плечах. Это произведение вошло в историю как «Г. Kneller Type» и с тех пор воспроизводился многими другими художниками в различных композициях и костюмах. Оригинал остается в Лондоне и является частью Королевской коллекции, хранящейся во дворце Хэмптон-Корт. Были быстро изготовлены десятки миниатюр с изображением головы и плеч, которые служили визитными карточками.
При Петре рисование было введено в учебную программу — оно было включено в число учебных дисциплин Морской академии (1715 г.), хирургической школы Петербургского военного госпиталя (1716 г.), Карповского училища Феофана Прокоповича (1721 г.) , а позднее Кадетский корпус (1732 г.), Гимназия Академии наук (1747 г.), Смольное монастырское училище и др.
Любовь Петра к архитектуре, унаследованная как от Нарышкиных, так и от Романовых, запечатлена в его огромном наследии — городе Санкт-Петербурге — «Северной Венеции», проекте, в котором воплотилась вся его культурная и политическая философия. Ни одно здание в городе не возводилось без его одобрения его архитектурного проекта, и, чтобы уменьшить риск пожара, большинство построек должны были быть каменными или кирпичными. Все его дворцы были построены с видом на море, при этом особое внимание уделялось их садам, наполненным классической каменной скульптурой. К сожалению, большая часть архитектуры, построенной или задуманной Петром и его непосредственными преемниками, была разрушена в течение 20-го века.
Санкт-Петербург с первых дней своего существования всегда был многонациональным городом, принимающим гостей и специалистов из других стран. Наряду с русскими мастерами и архитекторами в славу и красоту города внесли свой вклад многие европейские строители и инженеры. Все выдающиеся архитекторы петровского царствования, кроме Михаила Земцова (1688-1743), ставшего Смотрителем Императорских Дворцов, были иностранцами - в основном французами, итальянцами и немцами. Они включали: Доменико Трезини (1670-1734), Андреас Шлютер (1664-1714), Готфрид Шадель (1680-1752), Жан-Батист Леблон (1679-1719), Никколо Микетти (1675-1758), Георг Иоганн Маттарнови (1679-1714). Но, пожалуй, самый плодовитый из них - Франческо Бартоломео Растрелли Младший (1700-1771). Сын скульптора и архитектора Карло Бартоломео Растрелли, он начал свою деятельность при Петре, но достиг расцвета при императрице Елизавете (1741-61).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Dieckmann H., Seznec J. The Horse of Marcus Aurelius : A Controversy between Diderot and Falconet : [англ.] / by H. Dieckmann and J. Seznec // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. — 1952.
2. Каганович А. Л. «Медный всадник» : История создания монумента [скульптором Фальконе]. — 2-е изд., доп. — Л. : Искусство. Ленингр. отд-ние, 1982. — 192 с. : ил.
3. Лацис А. Почему плакал Пушкин? — М.: Алгоритм, 2013.
4. Макаровская Г. В. Медный всадник. Итоги и проблемы изучения. Издательство Саратовского университета. 1978.