Фрагмент для ознакомления
2
ο делах человеческих. Оба происходят от одного источника и украшают человеческую жизнь. Поэтому цари более всего пекутся ο благочестии духовенства, которое, со своей стороны, постоянно молится за них Богу. Когда священство бесспорно, a царство пользуется лишь законной властью, между ними будет доброе согласие (συμφωνία') (6).
Это была неординарная концепция, впитавшая в себя все наследие и идеи предшественников Юстиниана, получившего блестящее образование и размышлявшего о справедливом и рациональном устройстве государства
Юстиниан исходил из положения, что император - это наместник Бога на земле. Одновременно он выступал в роли защитника Церкви. Будучи глубоко набожным христианином, Юстиниан не противопоставлял царскую и духовную власть, он считал, что всякая власть находится внутри Церкви – в этом состоит суть разработанной Юстинианом модели симфонии (10, с.43). На практике это воплощалось в законодательной деятельности и строительстве церквей и храмов. В VI веке Юстинианом была построена церковь Святой Софии – самое большое и великолепное сооружение всего православного мира того времени.
Симфония государства и церкви в Византии охватила все области власти: законодательную, исполнительную и судебную.
В законодательной сфере государственные законы находились в соответствии с церковными канонами и наоборот. Император Юстиниан в предисловии к 137 Новелле разъяснил данное положение: целью гражданских законов является общественная безопасность; церковные каноны установлены ради спасения души. Власть над законами вверена от Бога императору, наблюдение за соблюдением канонов и само их установление вверено епископам (7, с.15). В IX веке при патриархе Фотии церковные власти принимали участие в составлении свода законов (10, с.43).
В административном плане страна управлялась таким образом, чтобы обеспечить соблюдение и светских, и церковных законов в равной степени. Проявлением взаимодействия в судебном деле может служить создание в VI веке «вселенских судов ромеев»: 12 судей назначались императором из духовных лиц. Решения суда, принимаемые на основе как светского, так и духовного законодательства, распространялись на все категории населения, включая императора (7, с.14).
Однако нельзя не согласиться с мнением, что реформы Юстиниана были направлены, скорее, на усиление власти царя. «Царство не отождествляется с государством», оно «сосредоточено в единой личности императора». «Священство есть собирательное имя для целого сонма патриархов, епископов» (11).
Императору принадлежало исключительное право толковать законы, он законодательно ввел во Вселенской церкви правило целебата для епископов. Таким образом, симфония не была совершенной, в политике Юстиниана допускалось усиление царской власти по отношению к церковной.
Более грубые нарушения симфонии наблюдались при приемниках Юстиниана. В начале X века император Лев VI воспользовался своей властью в конфликте с патриархом Николаем Мистиком, сместил его и отправил в заточение в монастырь. Конфликт личного характера не изменил устои государства и принципы взаимодействия государства и Церкви, но показал,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Источники
1.Миланский эдикт о свободе христианской веры. URL: гhttps://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Velikij/milanskij-ehdikt-o-svobode-khristianskoj-very/ (Дата обращения 24.01.2018)
2.Постановления Стоглавого собора 1551 года. URL: Монастырский хронограф.http://www.monasterium.by/ustavy_i_dokumenty/dokumenty/postanovleniya-stoglavogo-sobora-1551-goda/(Дата обращения 25.04.2018)
3.Халкидонский собор 451 г. URL: http://dishupravoslaviem.ru/chetvertyj-vselenskij-sobor-xalkidonskij/ (Дата обращения 26.04.2018)
Исследования
4. Бибиков М. В. «Блеск и нищета» василевсов: структура и семиотика власти в Византии.//Портал Слово. URL: http://www.portal-slovo.ru. (Дата обращения 24.04.2018)
5.Величко А.М. Церковь и император в византийской и русской истории - СПб: –2004. – 195 с.
6.Карташев А.В. Вселенские соборы // Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. URL: https://www.sedmitza.ru/lib/text/435254/ (Дата обращения 23.04.2018)
7.Костогрызова Л. Ю. Эволюция церковно-государственных отношений в Византии в законодательстве императоров IV - начала X в. : Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. юридических наук. –Екатеринбург. –2007. –26 с.
8. Мейендорф Иоанн. Юстиниан, империя и церковь. URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3285#part_55044 . (Дата обращения 24.04.2018)
9. Мейендорф Иоанн. Церковь в Византийской империи URL: https://religion.wikireading.ru/2748 (Дата обращения 24.04.2018)
10.Нефедовский Г.В. Церковь и государство в законотворчестве Юстиниана.//Философия права –2016 –№5 (78).С. 42-45
11.Протоиерей Валентин Асмус. Отношения церкви и государства по законам Императора Юстиниана I (Великого). URL: www.pravoslavie.ru/37859.html(Дата обращения 22.04.2018)
12.Полянцева А.В. «Симфония» властей в Византии и России как преемницы Византийской империи.// Научный Журнал Кубгау, №118(04) – 2016. URL:http://ej.kubagro.ru/2016/04/pdf/99.pdf
(Дата обращения 27.04.2018)