Фрагмент для ознакомления
2
три возможности посмертного существования души: (а) душа оживит другое человеческое тело; (б) она оживит животное или растение; (в) душа «прейдет в состояние лучшее, совершеннейшее» [8, с. 380].
Отвергая первые две возможности, Радищев, опираясь на идею постепенности и «лествицы существ», приходит к выводу о «восходящем» характере бессмертия. Поскольку все в природе совершенствуется, душа после смерти тела должна перейти в некое более совершенное качество, «в другой вещей порядок» [Там же, с. 365], на более высокий уровень организации [Там же, с. 397]. Именно в таком переходе, собственно, и усматривает Радищев суть бессмертия. Однако все обстоит те так просто. Несколько неожиданно для человека, утверждающего бессмертие души, Радищев заявляет, что рай и ад ‒ в сердцах людей.
«Почто искать нам рая, почто исходить нам во ад: один в сердце добродетельного, другой живет в сердце злых, ‒ утверждает он. ‒ Как не умствуй, другого себе вообразить не можно» [Там же, с. 394]. Совесть «грызет» сердце и истребляет в нем все злое, если не при жизни, то после смерти. В таком решении вопроса можно усмотреть определенные корреляции с идеями, значительно позднее выдвинутыми сторонником апокастасиса С. Н. Булгаковым. Он убежден, что после смерти тела душа продолжает активную деятельность, в ходе которой освобождается от зла. Отсутствие телесной смерти в «отравленном» злом земном бытии было бы, по мнению Булгакова, «адом на земле». Господь пощадил свое создание, не дал ему такого бессмертия: только в загробном мире человеческая душа способна пройти «неведомую стезю опыта», ведущего к нравственному очищению [2, с. 233].
Подводя итоги обоснования идеи бессмертия души, Радищев утверждает: «Человек по смерти своей пребудет жив; тело его разрушится, но душа разрушиться не может: ибо несложная есть; цель его на земли есть совершенствование, то же пребудет целию и по смерти» [8, с. 397]. Итак, мыслитель предлагает противоположные трактовки базовых понятий антропологии – тела и мышления, здоровья и болезни, жизни и смерти. Даже в понимании бессмертия он не вполне однозначен. Отметим, что можно выделить три трактовки бессмертия, принимаемые Радищевым, – материальное (невозможность разрушения элементов тела – «стихий»); социальное (бессмертия дел и свершений человека); идеальное (бессмертие
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М.: Ренессанс, 1991. 470 с.
2. Булгаков С. Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 402 с.
3. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 152-201.
4. Ломоносов М. В. Слово о пользе химии // Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1950. С. 164-181.
5. Лосский Н. О. Мир как органическое целое // Лосский Н. О. Сочинения. М.: Правда, 1991. С. 338-483.
6. Мережковский Д. С. В обезьяньих лапах (о Леониде Андрееве) // Мережковский Д. С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991. С. 12-39.
7. Олескин А. В. Биополитика. М.: Научный мир, 2007. 508 с.
8. Радищев А. Н. О человеке, о его смертности и бессмертии // Радищев А. Н. Избранные философские сочинения. М.: Госполитиздат, 1949. С. 271-398.
9. Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве // Соловьев В. С. Сочинения. М.: Правда, 1989. Т. II. С. 5-170.
10. Чернышевский Н. Г. Антропологический принцип в философии // Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений. М.: Госполитиздат, 1950. Т. 7. С. 202-298.