Фрагмент для ознакомления
2
Проблематика системы жанров в настоящий момент очень актуальна, поскольку жанровые различия в современной журналистике постепенно начинают стираться.
Это обусловлено во многом обращением средств массовой информации к производству сетевого контента, новостных лент в интернете, а также тенденцией современной журналистики к обучению многофункционального специалиста (способного одновременно писать для печатного издания, вести сетевые группы, публиковать новости в новостные ленты и др.), причем теряется глубина специальных профессиональных знаний.
Журналистский текст, изначально существующий как новостное сообщение, передача неизвестной еще читателю информации, может быть организован в рамках совершенно разных печатных жанров.
Активная дискуссия о строгости подразделения этих жанров началась в 90-е годы прошлого века, а на сегодняшний день обретает новую актуальность.
Жанр – это форма закрепления определённой модели, познавательно отражающая деятельность человека, выработанная на протяжении определённого исторического развития [1, 14].
В жанре реализуется единство формы и содержания. В журналистской практике укрепилось мнение, что в журналистском тексте главное содержание, а в какой форме (жанре), оно написано не важно. Понятие «жанр» (форма) часто смешивается с понятием «текст» (содержание).
Смысл существования различных жанров таков, что они предлагают пишущему наиболее удобные шаблоны формирования текста для повествования об определенном событии.
Характеристики, которые имеет каждый жанр, правила создания журналистского текста в определенном жанре – это та структура, на которую журналист может опереться, чтобы самым эффективным образом представить свой материал читателям.
Разнообразие жанров обусловлено тем, что сама жизнь, история появления новостей разнообразна: одни из них требуют оперативного сообщения, поскольку вскоре потеряют актуальность, другие требуют глубокого осмысления и аналитического разбора, комментария специалиста [2, 38].
Таким образом, жанр позволяет эффективно решать конкретные задачи по отображению предмета действительности, обеспечивая при этом коммуникацию.
Каждый жанр вписан в матрицу, в систему и обладает определенным набором элементов, признаков.
В постсоветский период изменилась роль и статус журналистики, поэтому появилась такая проблема как проблема жанров. Современная теория жанра представлена несколькими научными концепциями. Одни из многих, кто заговорил о жанрах стали Тертычный, Кройчик и Лазутина.
А.А. Тертычный определяет жанр, как «устойчивые типы публикаций, объединённые сходными содержательно-формальными признаками» [4, 48].
Набор сходных характеристик (признаков) по Тертычному:
- предмет выступления;
- способы отображения действительности (фактографический, аналитический, наглядно – образный): жанрообразующие признаки, признаки присущие конкретному жанру;
- функция конкретного издания;
- творческая задача, которая предопределена функциями конкретного издания, познавательными задачами, возникающие в конкретной ситуации и информационными потребностями аудитории;
- методы познания.
По Тертычному важнейшие жанрообразующие факторы (признаки): предмет, целевая установка, метод исследования и отражение предмета.
Знание жанрообразующих факторов помогает представить истоки возникновения жанров, а также помогает осуществлять правильный выбор жанра в конкретной коммуникационной ситуации.
Л.Е. Кройчик выводит классификацию жанров в зависимости от целевой установки. Жанр, как относительно устойчивую структурно-содержательную организацию текста, обусловленную своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца [2, 35].
Система жанров по Кройчику:
1. сообщение о новости - оперативно-новостные жанры (заметка),
2. сообщение о возникшей проблеме - оперативно-исследовательский жанр (интервью, репортаж, отчеты),
3. фрагментарное осмысление ситуации - исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, колонка, рецензия),
4. обстоятельственное осмысление ситуации - исследовательские жанры (статья, обозрение, письмо, системный анализ),
5. эмоциональное воздействие на аудиторию на логико-понятийном или понятийно образном уровне (очерк, эссе, памфлет, фельетон).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Васильева Л.А. Делаем новости. Учебное пособие. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 190 с.
2. Иванова Л.В. Новостная журналистика. Учеб.-метод. пособие. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017. – 126 с.
3. Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 320 с.
4. Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 160 с.