Фрагмент для ознакомления
2
Проблема души в истории философии, психологии, религиоведения – одна из фундаментальных тем, без осознания которой немыслимо размышление о материальной природе; и благодаря бесконечному стремлению человечества доказать существование души, развивались различные идеи и взгляды, на основе которых формировались мифы, религия, искусство.
Впервые представления о существовании души как первоосновы телесного существа, были описаны и выдвинуты еще в далекой древности. Именно они и стали предпосылками к дальнейшему развитию данной проблемы современниками в философии и науке. Все это смогло объединить философию, психологию, танатологию, теологию, этику и другие науки, которые вместе искали истину, изучая данную проблему.
Целью данной работы является рассмотрение религиозного взаимодействия тела и души на примере дыхания с точки зрения древнегреческих и индийских учений.
Основная часть
Одними из первых идеи о душе представили натурфилософы, размышления которых были связаны с их поисками первоначала (архэ). Фалес, к примеру, в качестве первоначальной материи указывал воду. Душа являлась также особым состоянием воды. Существенной характеристикой души было выполнение определенных функций, одна из которых – способность придавать нашему телу движение. Другой представитель натурфилософского периода, Анаксимандр, в качестве источника начала жизни предлагал считать апейрон – состояние материи, не имеющее качественной определенности. При этом душа также представлялась одним из состояний апейрона. Анаксимен выдвинул идею о том, что первоосновой вездесущего является ничто иное, как воздух. Воздушную природу имела и душа, которая связывалась им непосредственно с дыханием1.
Гераклит за первооснову принимал огонь, а душа представлялась им, как некое переходное состояние огненной сущности в организме, Гераклит дал ему название «психея» – и это стало первым психологическим термином. Существование души, по его мнению, зависело как от внешнего мира, так и от тела человека непосредственно.
Один из основоположников атомизма, Демокрит, представлял душу человека и животных как нечто, что заставляет их двигаться. При этом речь не о простых атомах, а особых, отличающихся формой и подвижностью. Они гладкие и круглые, родственны атомам огня; и человек в его представлении состоит из огромного множества таких атомов, а самые активные из них (атомы огня) образуют нашу душу.
Пифагор был первым из древнегреческих философов, кто выдвинул теорию о том, что тело для души является некой темницей, в которой она находится какой-то определенный срок, спустившись с чистого царства небес. Согласно его учению, душа вечна и бессмертна, способна по своей воле переселяться в то или иное тело, организм человека или животного – прежде, чем заслужить возвращение обратно на небеса. Пифагорейцы
считали душу неуничтожимой и непоколебимой, бессмертной основой, которая вынуждена пройти круговорот перевоплощений.
Именно пифагорейцы первыми высказали идею о различии между телом и душой. Примечательно, что пифагорейцы говорили о душе человека, как самостоятельной ценности. В классический период философы уже не размышляли о Космосе или его устройстве. Например, Сократ, в отличие от своих предшественников, размышлял о соотношении души и тела человека.
Человек – это прежде всего душа. В его представлениях она разумна и бессмертна, невидима, этим и отличается от тела. По его мнению, если бы у человека не было души, он был бы неразумным и невежественным. И именно душа отличает нас от любых других существ на планете, она может всецело подчинять себе все наше тело, управлять нашими мыслями и поступками; потому и нужно познавать самого себя, поскольку в нас и в нашей душе и заключена вся мудрость и разум – божественное начало. Таким образом, в философии Сократа представлена наиболее ясная концепция души, как сущности могущественной и разумной.
Платон являлся учеником и одним из ярких последователей Сократа, продолжая его учение и понимая душу как нечто активное, при этом абсолютно не зависящее от тела.
Учение Платона о душе являлось идеалистическим, поскольку для него душа – это есть нескончаемая идея, сущность, наделенная абсолютным бессмертием, и отнюдь не схожая с телом. Он также четко дифференцировал части души внутри нее. Телесная основа различных организмов выступала не просто, как нечто уникальное, в чем существует душа, а больше, как тюрьма души.
Показать больше