Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Впервые в России был утвержден Системный проект по созданию инфраструктуры электронного правительства в 2010 году по инициативе Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в государственные и муниципальные органы (протокол от 13 июля 2010 г., № СС-П10-21пр). В первую очередь, проект затрагивал внедрение электронных технологий в деятельность федеральных и территориальных органов исполнительной власти, а также их подведомственных организаций с целью обеспечения информационно-технологического взаимодействия между информационными системами, используемыми при предоставлении электронных государственных и муниципальных услуг гражданам.
Однако за период с 2010 по 2017 год информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в стране значительно продвинулись. Расширенное внедрение высокоскоростных технологий и каналов связи, а также увеличение доступности Интернета стали стимулом для развития информационного обмена, электронных сервисов и новых форм коммуникации как для населения, так и для бизнеса.
Мировые интернет-технологии стремительно развиваются, систематизируя информационные потоки и делая их более интуитивно понятными и доступными. Крупные интернет-компании активно создают всесторонние информационные системы, используя искусственный интеллект. Они собирают информацию о пользователях, взаимодействуют с ними через персональных помощников, предоставляют актуальные новости, рекомендации по покупкам и поддерживают графики работы и отдыха.
Таким образом, с 2010 по 2017 год компьютерные технологии и процессы использования информационных ресурсов радикально изменились для граждан и бизнеса. Информационные технологии также стали неотъемлемой частью деятельности органов власти, которые создают подразделения для разработки планов информатизации ведомств. Эти планы включают проекты по внедрению автоматизированных информационных систем в области межведомственного электронного документооборота (МЭДО), управления ресурсами и проекты интеграции государственных информационных систем.
Созданы прикладные системы информационно-аналитического обеспечения для быстрого доступа к нормативной, научной, методической и справочной информации государственных и муниципальных органов. Также разрабатываются базы данных по основным направлениям полномочий органов власти.
Ведомства активно используют возможности интернет-сайтов для размещения информации о своей деятельности, предоставления электронных услуг и обеспечения интерактивного взаимодействия с гражданами и бизнесом через электронные приемные. Все эти изменения полностью переосмыслили механизмы работы органов власти с документами и данными, включая их аналитическую обработку.
Актуальность данного исследования определяется тем, что текущие тенденции в области информационных технологий как в России, так и в мировом масштабе, создают новые вызовы и условия для развития электронного правительства. На сегодняшний момент сформировалась объективная необходимость разработки нового Системного проекта электронного правительства Российской Федерации, направленного на качественное изменение жизни граждан и условий предпринимательской деятельности с использованием информационных технологий. Кроме того, существует ряд проблем, решение которых значительно упростит взаимодействие государственного аппарата с обществом.
Объектом исследования является системный проект правительства Российской Федерации, а предметом исследования – электронное правительство в качестве нового механизма взаимодействия между властью и обществом, его сценарий развития и организационно-технические проблемы.
Цель работы заключается в анализе системного проекта правительства Российской Федерации, выявлении организационно-технических проблем и разработке мероприятий по развитию электронного правительства.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить общую характеристику проекта, включая его цели, задачи и направления развития.
2. Выявить организационно-технические проблемы, с которыми сталкивается проект.
3. Проанализировать сценарий и основные мероприятия развития электронного правительства.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в современном мире происходит активная информатизация всех сфер общественной жизни, включая взаимоотношения между государством и обществом, а также предоставление государством услуг по запросу населения. Разработанный системный проект имеет огромное значение, поэтому важно уделить должное внимание проблемам, с которыми сталкивается государство при внедрении электронного правительства, и предложенным мерам по его развитию.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
1.1. Определение электронного правительства, его предназначение и задачи
Опыт США, возможно, как никакой другой, показывает, что создание ЭП происходит в русле реформирования всей системы государственного управления в сторону большей открытости и внесения конкурентных и договорных начал; создания специализированных управленческих структур с усилением ответственности за результаты деятельности; повышения роли этических требований к управлению; активного взаимодействия с гражданским обществом. Вместе с тем очевидны и такие преимущества ЭП, как упрощение бюрократических процедур, значительное сокращение сроков при оформлении документов, обеспечение легко верифицируемой, строгой налоговой подотчетности юридических и физических лиц посредством введения унифицированной системы электронного учета, повышение уровня бюджетных поступлений, сокращение масштабов коррупции и, соответственно, рост доверия граждан к институтам власти .
Лидирующие позиции США в сфере формирования национального информационного общества (и ЭП как его части) обусловлено тем, что федеральные органы четко осознают ведущую роль ИКТ в развитии экономики и повышении ее конкурентоспособности. Правительство проводит целенаправленную политику по поддержке науки и высоких технологий, в том числе ИКТ.
Заслуживает внимания также то обстоятельство, что работа осуществляется на конкурентной основе: правительство никогда не выбирает одну компанию или поставщика, всегда поддерживает разнообразие подрядчиков . Нельзя не согласиться с мнением, что реализация любых нововведений, должна сочетаться с мониторингом их эффективности и полезности.
Политика открытия государственной информации уже доказала свою эффективность не только в США, но и в других странах мира. Особого внимания заслуживают такие формы ОП, в которых в равной степени заинтересованы и сами государственные органы, и граждане, и коммерческие организации. Но одновременно существуют и риски избыточной открытости, которые могут нанести стране существенный ущерб. Понятно, что государственные решения должны быть открыты и доступны, за исключением документов, содержащих секретные и конфиденциальные сведения .
Значимость информации в наше время нельзя недооценивать, поскольку она играет ключевую роль не только в жизни каждого человека, но и в общественной жизни государства в целом. Эффективность обеспечения безопасности государства, поддержания общественного порядка, а также взаимодействие с другими странами и экономическое положение сильно зависят от информации. В настоящее время компьютерные технологии стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Уровень распространения персональных компьютеров и доступности Интернета в России стремительно приближается к развитым странам, повышая компьютерную грамотность населения.
Электронный бизнес и электронная коммерция активно развиваются, появляются интернет-магазины и аукционы. Вместе с этим, несмотря на передовые технологии, нам все еще приходится сталкиваться с необходимостью стоять в очередях за справками и выписками из домовой книжки. Однако с использованием интернета и современных технологий можно избежать этих неудобств. Именно из-за подобных проблем появился проект электронного правительства.
Этот проект предусматривает взаимодействие граждан и организаций с властью через Интернет, используя единый портал, который в свою очередь связывает региональные порталы. Информация о государственных услугах, предоставляемых на порталах, поступает из единого реестра государственных услуг.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Законодательные и нормативно-правовые акты
1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество».
2. Указ Президента РФ от 12.05.2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 .
4. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41449 .
5. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». URL: https://base. garant.ru/71670570/ .
6. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 .
7. Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/72738946/ .
8. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/63728 .
9. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013г. N 2516-р «О Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде».
10. Постановление Правительства РФ от 26.03.2016 г. N 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг».
Специальная литература
1. Иванов В. В., Малинецкий Г. Г. Цифровая экономика: от теории к практике // Инновации. 2017. № 12(30). С. 3-12.
2. Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Национальные проекты — основной фактор формирования и развития единого образовательного пространства // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2019. № 4. С. 107-121.
3. Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Риск-ориентированное управление в системе публичной власти в России // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2021. № 4. С. 25-42.
4. Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 332 с.
5. Кто воспользуется новыми льготами для ИТ-компаний // Российская газета. 20 июля 2022. URL: https://rg.ru/2022/07/20/ kto-vospolzuetsia-novymi-lgotami-dlia-it-kompanij.html
6. Ленчук Е. Б., Власкин Г. А. Формирование цифровой экономики в России: проблемы, риски, перспективы // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2018. № 5. С. 9-21.
7. Мамедьяров З. А. Ускорение цифровизации на фоне пандемии: мировой опыт и Россия // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2021. Т. 14. № 4. С. 92-108.
8. Минцифры потратило меньше половины бюджета нацпроекта «Цифровая экономика» с начала года // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/11/14/950126-mintsifri-potratilo-menshe-polovini-byudzheta-natsproekta-tsifrovaya-ekonomika .
9. Пашинцева Н. И. Национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации»: стратегия, показатели, кадровый потенциал. М.: ИПРАН РАН, 2021. 216 с.
10. Реестр программного обеспечения: официальный сайт. URL: https://reestr.digital.gov.ru .
11. Смотрицкая И. И., Черных С. И., Шувалов С. С. Стратегические риски государственного управления в условиях цифровой экономики // Проблемы анализа риска. 2019. № 6. С. 38-49.
12. Три кита цифровой трансформации: актуальные меры господдержки ИТ-сферы // РБК. URL: https://www.rbc.ru/technology_ and_media/14/11/2022/636cfd8f9a7947a4fe971a41 .
13. Хотулев А. С. Цифровой разрыв как глобальное явление и вызов для России // Россия и современный мир. 2022. № 1. С. 45-62.
14. Черных С. И. Цифровая экономика Российской Федерациии наука // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2018. № 4. С. 73-86.
15. Якутин Ю. В. Российская экономика: стратегия цифровой трансформации (к конструктивной критике правительственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации») // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. № 4. С. 27-52.
16. Яппаров Т. Цифровизация без хайпа. Программе развития цифровой экономики не хватает внятных приоритетов // Ведомости. 4 апреля 2018. URL: https://www.vedomosti.ru/ opinion/articles/2018/04/04/755769-tsifrovizatsiya-haipa .
17. Baker D.L., Rohm T. E-availability of financial documents for US' counties // Electronic Government. - L., 2013. - Vol. 10, N 3/4. - P. 380-398. - Mode of access: http://www.inderscience.com/info/inarticle.php?artid=58790
18. E-Government strategy. Simplified delivery of services to citizens / Implementing the President's Management Agenda for E-Government // The White House. The Administration. Office of Management and Budget. Information & Regulatory Affairs. Information policy E-gov and IT. E-gov initiatives. - Wash., 2002. - 41 c. - Mode of access: http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/omb/inforeg/egovstrategy.pdf
19. Harper L. Gov 2.0 rises to the next level: Open data in action // Open source.com. Articles. - 27.03.2013. - Mode of access: http://opensource.com/government/13/3/ future-gov-20
20. Janowski T. Digital government evolution: From transformation to contextualization // Government Information Quarterly. 2015. Vol. 32. Issue 3. P. 221-236. DOI: 10.1016/j.giq.2015.07.001.
21. Newsom G.Ch. San Francisco opens the city's data // TechCrunch. - 19.08.2009. - Mode of access: http://techcrunch.com/2009/08/19/san-francisco-opens-the-city%E2 %80%99s-data/
22. O'Reilly T. Gov 2.0: It is all about platform // TechCrunch. - 04.09.2009. - Mode of access: http://techcrunch.com/2009/09/04/gov-20-its-all-about-the-platform/
23. Park T., Van Roekel S. Introducing: Project Open Data // The White House. The Administration. Office of Management and Budget. Office of Science and Technology Policy. - Wash. - 16.05.2013. - Mode of access: http://www.whitehouse. gov/blog/2013/05/16/introducing-project-open-data