Фрагмент для ознакомления
2
Эссе на тему: «Бюрократ 21 века. Профессия современного чиновника: особенности, компетенции и требования.»
Даже в современном, информационно насыщенном обществе для многих обывателей термин «бюрократия» кажется наделенным негативным смыслом и находится практически на одном уровне с термином «коррупция». Но на самом деле бюрократия изначально представляет собой единственно возможную в настоящее время форму управления, весьма эффективную по своей сути, но способную порождать негативные социальные явления.
Многие учёные посвятили годы и десятилетия изучению этой области нашей жизни, и их исследования в основном были направлены на совершенствование методов управления трудом.
Важность исследований в этой области нельзя недооценивать, ведь современное общество, стремящееся ко все большему совершенству, прогрессу и развитию, нуждается в грамотном управлении. Важно понять суть процессов управления, понять значение бюрократии, ее место в системе управления.
В связи с этим предметом данной работы является определение роли бюрократии в современном мире. В соответствии с темой в данной работе будут рассмотрены также такие подтемы, как история возникновения и развития бюрократии, проявления бюрократии в современном мире.
При подготовке работы использовались вспомогательные материалы и литература.
Под бюрократией принято понимать социальную группу, члены которой профессионально занимаются управлением, их позиции и позиции в организации образуют иерархию, характеризующуюся формальными правами и обязанностями, определяющими их деятельность и ответственность.
История бюрократии уходит корнями в древние времена. Кланы профессиональных управленцев и чиновников существовали в Древнем Египте, Древнем Китае, Римской империи и других странах древнего мира.
Передовая бюрократия возникла во время формирования национальных государств, когда царил мир и возрастала потребность в социальном порядке.
Сам термин «бюрократия» означает «господство должности» и образован из двух слов: французского бюро — бюро, должность и греческого kratos — сила, власть, господство. Введение этого термина приписывается экономисту-физиократу Винсенту де Гурне, который таким образом обозначил исполнительную власть в 1745 году, придав этому термину уничижительный смысл.
Однако в научный обиход термин вошел благодаря видному немецкому социологу М. Веберу. Он основывал изучение бюрократии на своем идеальном образе, рассматривая бюрократию как наиболее эффективный инструмент управления социальными структурами и отдельными единицами.
Идеальный тип организационного управления, разработанный Вебером, представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации. Для него характерна строгая ответственность за каждое направление работы, слаженность в достижении целей организации, оптимальное функционирование обезличенных правил и четкая иерархическая зависимость. Исследования Вебера изменили мнение о бюрократии и показали направления развития организационных структур управления.
Именно этот период считается первым этапом развития государственного управления и бюрократии.
Второй этап датируется 20-50-ми годами XX века, и наиболее яркими представителями того времени в управленческой науке были Файоль и Уайт. В этот период сформировалось направление, известное как Школа человеческих отношений. Ее сторонники изучали влияние человеческого фактора на эффективность организации. Среди них такие фамилии, как Мейо, Маслоу.
С 50-х годов до конца 20 века продолжался третий этап развития науки управления и бюрократии. В настоящее время развивается так называемый поведенческий подход, повышающий эффективность управления за счет повышения эффективности использования человеческих ресурсов.
Несколько позже, в 60-х годах XX века, получил развитие системный подход, затем структурно-функциональный метод.
Современная рациональная бюрократия представляла собой общественную формацию, господство которой, в отличие от всех предшествующих видов управления, основывалось не на происхождении и имущественном положении, а на знании и применении законов, понимании функций и задач учреждений и органов власти.
Сегодня никто не станет отрицать, что рационально организованная бюрократия представляет собой одно из важнейших социальных изобретений современной цивилизации. Функция бюрократии необходима для любой политической системы, поскольку ни одно общество не может обойтись без аппарата управления, включающего в себя людей, постоянно занятых ведением государственных дел, без которых воля правящей элиты оставалась бы простым намерением.
Обладая иерархической структурой и более или менее высокой квалификацией для выполнения своих функций, бюрократия обладает также неоспоримой административной властью. В этом плане ее положение в обществе в целом более стабильно, чем у политической элиты. Стремясь стать воплощением общих интересов общества, оно на практике развивает собственные корпоративные интересы. Имея возможность реализовать эти интересы посредством ежедневного контроля за ведением государственных дел, хорошо организованная и сильная бюрократия может обрести независимость и подняться над обществом, подчиняя его своему диктату.
В этом смысле государственная бюрократия, унаследовавшая систему властных отношений, может представлять собой одну из главных угроз гражданскому обществу, поскольку существенно ограничивает участие масс в политической жизни. Учитывая это обстоятельство, многие исследователи называют бюрократию «необходимым злом»: без нее невозможно любое эффективное управление, но именно она существенно ограничивает возможности масс влиять на функционирование политической системы, тем самым усиливая политическое отчуждение в общество.
Понятие бюрократии как специфической формы организации современного общества систематически излагалось М. Вебером, который рассматривал бюрократическую рациональность как воплощение рациональности самого капиталистического производства. Согласно «рациональной» модели бюрократии, разработанной Вебером, бюрократическая организация характеризуется: ) эффективностью, которая достигается за счет строгого распределения обязанностей между членами организации, что, в свою очередь, дает возможность использовать высоко квалифицированные специалисты на руководящих должностях; ) жесткая иерархия власти, позволяющая вышестоящему должностному лицу осуществлять контроль над нижестоящими сотрудниками и т. д. ; ) формально установленная и четко зафиксированная система правил, обеспечивающая единообразие управленческой деятельности и применение общих указаний к конкретным случаям в кратчайшие сроки; ) обезличенность управленческой деятельности, в рамках которой каждое должностное лицо организации выступает не как личность, а как носитель социальной власти, представитель определенной позиции.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Голосенко И.А. Социальная идентификация рядового чиновничества в России начала XX века: историко-социологический очерк // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. №3. С. 130-140.
2. Жабрев А.А. Современный российский чиновник (наброски к социологическому портрету) // Социс. 2018. № 8. С. 48-51.
3. Кавелин К.Д. Бюрократия и общество // Собр. соч. Т. 2. СПб., 2021, с. 15-23.
4. Карнович Е. Русские чиновники в былое и настоящее время // Спутник Чиновника 2021. №№ 1-12.
5. Карпенко М. П., Лапшов В. Н., Кибалкин М. В. Социальный портрет студента негосударственного вуза //СОЦИС. 2019. № 8. С. 102.
6.Корве Л.В. Современный чиновник и его судьба. СПб. Элекстропечатня К.А. Четверикова. 2019. С. 38.
7. Крупнейший сборник онлайн-словарей. [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/fil/g/grazhdanstvennost.html
8. Лебедь О.Л. Социальный портрет семьи в современном фольклоре // СОЦИС. 2091. № 11. С. 136-139.
9. Левинсон А.Г. Термин «бюрократия» в российских контекстах // Вопросы философия. 2018. № 7, 8. С 241-248
10. Маркс К. К критике гегелевской философии права// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. - М., 2020. - С. 199.