Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Выход на пенсию является одним из наиболее переменных моментов на жизненном пути человека, влекущим за собой существенные изменения в условиях и образе его жизни. Он может рассматриваться как завершение одной деятельной фазы социальной жизни человека и начало другой, значительно отличающейся от предшествующей. По своей роли в жизни личности он может сравниться с такими событиями, как выбор профессии, вступление в брак и т.п. рассматривается как кризисный период в жизни человека. Происходящие изменения жизненной ситуации связанны как с внешними факторами (изменение социального статуса, появление свободного времени), так и с внутренними (зависимое положение от общества и семьи, осознание возрастного снижения физической и психической силы). Такие изменения требуют от личности переосмысления ценностных ориентаций, отношения к себе и к окружающей действительности, поиска новых путей адаптации и реализации своей активности.
В пожилом возрасте человек возникают новые задачи развития, при этом наиболее важными психологическими задачами являются: сохранение согласованности с собственной идентичностью и нахождение смысла жизни. Решение этих и других возрастных задач может быть облегчено при использовании пожилым человеком внутренних ресурсов, таких как: мудрость, нереализованные потребности духовно- познавательного, творческого плана, способность и желание к изменению, способность к социальным контактам и необходимость в них.
Большинство ученых сходятся во мнении, что основная часть умственных навыков остается относительно сохранными. Одно из главных изменений познавательных способностей в поздней взрослости - снижение скорости выполнения физических и умственных операций. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации, снижается скорость когнитивных процессов. Отчасти это может объясниться тем, что пожилые больше молодых ценят точность. Они чаще стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ. Кроме того, для них могут быть непривычными некоторые типы заданий, используемых в ситуации тестирования.
Пожилые люди могут действовать медленнее потому, что в последнее время не пользовались каким-то навыком. Однако они могут компенсировать недостаток быстроты реакции за счет опыта. Потренировавшись, пожилой человек в состоянии почти полностью восстановить прежнюю скорость реакций. Психические процессы, хоть и отличаются в пожилом возрасте некоторой ригидностью и немного замедленны, по сравнению со зрелым возрастом, все же обеспечивают необходимый уровень жизненной активности. Умственные способности пожилых людей гораздо выше, чем это принято считать. При отсутствии сильных органических нарушений, они снижаются незначительно. Кроме того, старики обладают таким умственным качеством, которое недоступно более молодым взрослым, как мудрость. А это значит, что в житейском плане пожилые люди при благополучном старении умеют находить решения конфликтных ситуаций, а также наиболее выгодные разрешения жизненных ситуаций.
Исходя из всего вышеизложенного, можно выделить следующие основные психологические ресурсы пожилых людей.
1. Мудрость, или жизненный опыт.
2.Нереализованные потребности духовно-познавательного, творческого плана, если они были сформированы в течение жизни.
3. Способность и желание к изменению.
4. Способность к социальным контактам и необходимость в них (проблема одиночества стоит перед 47% опрошенных одиноких пенсионеров и 18%, проживающих с одним и более членами семьи).
Несмотря на некоторое снижение скорости познавательных процессов, у пожилых людей сохраняется способность к ее восстановлению при тренировке, а также способность к возмещению потери скорости за счет опыта. Познавательные возможности во многом зависят от самооценки, внутреннего настроя пожилого человека и его желания к саморазвитию.
Человек проживает в обществе, он включен в общественные отношения, вокруг него сформирована социальная среда. Противоречия между особенностью личности и неадаптированной средой и лишают человека с ограниченными возможности полноценной жизни. О достоинстве личности инвалида, о ее самостоятельности можно говорить, когда среда адаптирована для ее полноценной жизни. При социальном подходе к 8 инвалидности сам инвалид является активным, деятельным, он действует на равных с остальными членами общества, если для этого созданы соответствующие условия.
Семья, имеющая близкого родственника-инвалида - это семья с особым статусом, со специфическими проблемами.
Такая семья характеризуется:
- особыми взаимоотношениями между членами семьи, направленными на помощь (или игнорирование) члену семьи-инвалиду, - закрытостью семьи,
- трудностями, связанными с рабочим и учебным графиком работающих и обучающихся членов семьи,
- проблемами социальной адаптации (условия проживания, обеспеченность объектов инфраструктуры приспособлениями для комфортного перемещения человека с ограниченными возможностями, отношение окружающих и др.),
- материальными проблемами, - трудностями, связанными с медицинским обслуживанием;
- потребностью в социально-психологическом сопровождении.
Существует ряд социальных проблем, с которыми в той или иной степени сталкивается каждая семья, имеющая в своем составе инвалида.
К ним можно отнести:
1. медицинские (проблемы со здоровьем, обследование, лечение, реабилитация, обеспечение необходимым оборудованием, средствами передвижения, лекарствами, наличие/отдаленность/недоступность специализированных медицинских учреждений, дефицит узких специалистов и др.);
2. психологические (психические расстройства, невостребованность, замкнутость и в то же время потребность в общении, трудности в адаптации, самообслуживании, самореализации, особое отношение общества и др.);
3. бытовые (жилищные условия, необустроенные объекты инфраструктуры, проблемы, связанные с самообслуживанием и др.);
4. экономические (проблемы с трудоустройством, материальные трудности, невысокий уровень жизни);
5. информационно-правовые (правовая неграмотность, несовершенная законодательная база, недостаточная информированность о существующих 10 службах поддержки, социальных службах, возможностях конкретного населенного пункта и его инфраструктуры);
6. культурные (организация отдыха, досуговая деятельность, изолированность от общества);
7. педагогические (трудности с обучением, приобретением профессии).
Рассмотрим подробнее психологические проблемы:
Психологические проблемы в семье, в которой проживает человек с ограниченными возможностями, существенно усложняются и преумножаются в сравнении с психологическими трудностями обычной семьи. Семья, в составе которой находится инвалид, переживает настороженность в отношении к окружающему миру, тревожность, неопределенность – т.е., она находится в кризисном состоянии, особенно на начальном этапе. Это обусловлено несколькими факторами: резкой сменой социальных ролей каждого члена семьи, отсутствием знаний в области права, медицины, психологии, некорректным отношением со стороны социума (пристальное внимание, любопытство, насмешки, жалость, бестактность и т.д.). Некоторые члены семьи (особенно женщины) отказываются от собственных интересов, от работы (иногда вынужденно), посвящая свою жизнь больному человеку. Нередко встречается и обратное явление: удовлетворяются только физические потребности больного человека (кормление, гигиенические процедуры, лечение) либо уход за ним отсутствует (в случае семейного неблагополучия).
Сам инвалид чаще всего чувствует себя невостребованным, усложняющим жизнь близким людям. Многим, имеющим проблемы с опорно-двигательным аппаратом, но с сохранным интеллектом, неприятно испытывать на себе только жалость окружающих. Несмотря на состояние здоровья, у таких индивидов остается потребность в самореализации, самообслуживании. К тому же на семью оказывает влияние и отрицательное отношение со стороны окружающих людей. Чаще всего, это раздражение, вызванное определенными неудобствами, ограничениями, предвзятое отношение. Психологическое напряжение в таких семьях может привести к необратимым последствиям, которые повлияют не только на самого инвалида, но и на любого из его близких (социальная дезадаптация, конфликты, развод, уход из жизни).
Социальное сопровождение близких пожилого человека с ограниченными возможностями
Процессы гуманизации в современном обществе являются предпосылкой того, что социальная политика государств все чаще ориентируется на незащищенные категории граждан и направлена на предупреждение процессов, приводящих к незащищенности населения, на его восстановление и социальную поддержку. Одной из самых ослабленных групп населения являются пожилые лица с ограниченными возможностями и их семьи.
Очевидно, что существует ряд проблем социального, психологического, материального, правового характера, с которыми постоянно сталкиваются близкие родственники инвалидов. Семья, в которой появляется инвалид, становится зачастую изолированной от общества, замыкается на своих проблемах, изыскивает внутренние резервы для решения возникающих вопросов, не ищет поддержки со стороны общественных организаций, окружающих людей, часто не владеет информацией о наличии возможностей для помощи в своем населенном пункте, о государственных льготах и гарантиях.
Показать больше