Фрагмент для ознакомления
2
Учение Ницше о сверхчеловеке
Философия Фридриха Ницше занимает особое место в истории европейской философской мысли конца XIX века. По своему содержанию она носила, как теперь модно выражаться, «скандальный характер». Во-первых, она радикально разошлась с традициями немецкой классической философии, заложенными И. Кантом и Гегелем. Во-вторых, она радикально меняет направленность развития философии, по крайней мере, европейской, ее устремленность к гуманистическим целям и нравственному совершенствованию человека. В-третьих, она отрицает прогресс в развитии человеческой истории, идею которого так отстаивали выдающиеся мыслители-философы, особенно с Нового времени.
В философии Ницше идея о сверхчеловеке занимала одно из центральных мест. В ходе развития его творчества, идея «сверхчеловека» всё больше детально и тщательно им рассматривалась. В действительности, Ницше был далеко не первым, кто затронул данную тему, но в период Нового и Новейшего Времени она была по большей части забыта. Очень часто люди непроизвольно вспоминают её, т.е. все мифологические или выдуманные герои представляются современным выражением человека Свыше обычного, который превосходит простого человека в каких-либо качествах.
Впервые в философии идея сверхчеловека была высказана Фридрихом Ницше. Человек для него выступает следующим эволюционным звеном как тип «гомо сапиенс». Ценность человека в таком случае промежуточная. «Человек представляет собой канат, который натянут между сверхчеловеком и животным, канат над пропастью», отмечал Ницше. Величие человека заключается в том, что он является переходом и уничтожением. Уничтожение – это полное уничтожение «человеческого, слишком человеческого», поскольку человек является «нечто, что необходимо преодолеть». Так как прохождение опасно, опасно остаться в пути, опасен взор, который обращен назад, опасны остановка и страх - в этом состоит смысл выражения «…человек - это переход…» [5].
Следует отметить, что идея Ницше о сверхчеловеке представляется
следствием эволюционной теории Дарвина. Если человек произошел непосредственно от неких звероподобных предков, то можно вполне предположить, что текущее его состояние (то есть человек) – может выступать промежуточным состоянием, которое может выступить основанием для более высокого.
Иными словами, Человек для Сверхчеловека станет тем, чем является для человека обезьяна. «Что такое обезьяна в отношении человека? Позор или посмешище. И таким же точно человек должен быть для сверхчеловека: мучительным позором или посмешищем… Человек совершил путь от червя к человеку, но многое в нем осталось от червя. Когда-то он был обезьяной, и даже сейчас человек всё еще большая обезьяна, чем иная из обезьян.» В данном случае Ницше указывает на развитие воли к власти, которая с течением времени приобретает формы социального и биологического доминирования. Именно данные черты Сверхчеловека Ницше стремились воплотить в своей жизни вожди многих тоталитарных государств в XX веке.
В целом идея сверхчеловека является древней. Данное обстоятельство доказывают слова Ю.В Синеокой «Народная мудрость племен и всех веков осознавала, что человек, какой он есть, не может самостоятельно устроить свою жизнь; народная мудрость никогда не отмечала человека как достижение, венчающее творение. Она правильным образом оценивала место человека, полностью принимала и допускала ту мысль, что должны и могут быть существа, которые, также являются людьми, но все же находятся гораздо выше обычного человека, сложнее его, сильнее, «чудеснее» [4].
Идеи о сверхчеловеке были забыты в период Нового и Новейшего Времени, когда основное место стала занимать экспериментальная наука. Только одна мысль последних столетий в европейской культуре утратила соприкосновение с идеей относительно сверхчеловека и своей целью поставила человека, каков он есть, каким он будет и был всегда. За данный сравнительно небольшой период времени европейская мысль так окончательно забыла идею сверхчеловека, что, когда Ницше ее предоставил западу, она ему показалась новой, неожиданной и оригинальной. На самом
деле она существовала с самого начала человеческого мышления.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Данто, А. Ницше как философ / Артур Данто. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги (ДИК), 2011. - 280c.
2. Марков Б.В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. - СПб.: Владимир Даль: Русский остров, 2015. - 786с.
3. Некрасова Е.Н. Фридрих Ницше: поэт, мыслитель, пророк - Москва: МФТИ, 2017. - 360с.
4. Синеокая Ю.В. Проблема сверхчеловека у Соловьева и Ницше. // Вопросы философии, 2012, №2. С. 70.
5. Трубецкой Е. Философия Ницше // Фридрих Ницше и русская философия. Минск, 2016 г. Т.1. С.172.