Фрагмент для ознакомления
2
Во второй половине XIX века в живописи стали проявляться харак-терные черты критического реализма. Острое отношение к реальности, ярко выраженные гражданственная и нравственная позиции, а также остросоциальная направленность стали основой для произведений многих заметных русских художников того времени: они видели своей задачей ис-пользовать изобразительное искусство, чтобы проповедовать и размыш-лять о нравственных проблемах и восславлять истинные ценности .
В 70-е годы XIX века прогрессивная демократическая живопись за-воевывает общественное признание. У нее появляются собственные крити-ки – И.Н. Крамской и В.В. Стасов и свой собиратель – П.М. Третьяков. Наступает пора расцвета русского демократического реализма второй по-ловины XIX в., итогом которого станет объединение московских и петер-бургских передовых художественных сил в Товарищество передвижных художественных выставок (1870) .
Товарищество передвижных художественных выставок является уни-кальным историческим явлением в мире искусства. Основным принципом деятельности объединения стало организация передвижных художествен-ных выставок по различным городам и областям, что позволяло привле-кать внимание широкого круга зрителей, включая как профессионалов, так и любителей искусства. Общество демонстрировало разнообразие совре-менных художественных направлений и стилей, предлагая зрителям пол-ную картину актуальных течений в изобразительном искусстве. Неоспо-римым достижением товарищества стало сближение искусства с широкой общественностью, разрушение предрассудков и стереотипов о непонятном и недоступном искусстве.
Деятельность художников-передвижников помогала не только попу-ляризировать искусство в массовом сознании, но и поддерживала творче-ские связи между художниками. Благодаря тесному взаимодействию и об-мену опытом, каждый художник, входящий в общество передвижников, мог развивать свои таланты, совершенствоваться и находить вдохновение для новых творческих работ.
Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников-передвижников. Исследователей-искусствоведов при-влекает в его творчестве мастерство раскрытия образов с помощью живо-писной техники и мастерства рисовальщика и колориста. Художественное наследие И.Е. Репина насчитывает десятки и сотни живописных полотен, сотни и тысячи этюдов, эскизов, рисунков, набросков и, кроме того, книгу воспоминаний «Далекое близкое», с помощью которой еще шире раскры-ваются творческие поиски художника .
Первый этап эволюции художественного метода И.Е. Репина связан с его обучением в петербургской Академии художеств. И.Е. Репин основа-тельно изучил традиции западноевропейской живописи и овладел навыка-ми академического рисунка и живописи, что позволило ему совершенство-вать свое мастерство и разрабатывать собственные артистические приемы . Одновременно с этим, живописные и графические произведения, создан-ные И.Е. Репиным в годы пребывания в Академии художеств, могут пока-заться свидетельством раздвоения его творческих усилий : как ученик он выполняет обязательные академические «программы», сюжетно далёкие от повседневных тревог и волнений, от «эмпирической» реальности. Не без успеха пробует он свои силы в незамысловатых «домашних» жанрах», пишет лиричные довольно удачные портреты близких ему людей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Волобуева А.К. Творчество И.Е. Репина в истории русского изобразительного искусства // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра: материалы IV международной научной конферен-ции. В 3-х томах, Санкт-Петербург, 10 декабря 2021 года / Под редакцией С.И. Бугашева, А.С. Минина. Том II. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2021. – С. 380-384.
2. Гилева М.А. Композиция как средство создания художествен-ного образа в портрете // Научный форум: филология, искусствоведение и культурология: сборник статей по материалам XXXIX международной научно-практической конференции, Москва, 13 августа 2020 года. Том 8 (39). – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Междуна-родный центр науки и образования», 2020. – С. 5-21.
3. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: учеб-ник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2000. – 407 с.
4. Илья Репин. 1844-1930. Каталог выставки / Кур. выст. Т.В. Юденкова, Н.К. Маркова; сост. С.В. Аксенова, Н.Ф. Лысенкова, Т.В. Юденкова, Н.К. Маркова; авт. ст.: Т.П. Бородина, С.А. Гавриляченко. Е.В. Нестерова, Е.Б. Шарнова. – М.: ГТГ, 2019. – 592 с.
5. История русского искусства / Отв. ред. И.А. Бартенев, Р.И. Власова. – Москва: Изобразительное искусство, 1987 – 400 с.
6. Кен Л.Н. Красный цвет в творчестве Леонида Андреева // Тру-ды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2017. – Т. 215. – С. 17-24.
7. Князева О.В. Средства художественной выразительности в рус-ской портретной живописи XVII-XIX веков // Система ценностей современ-ного общества. – 2015. – № 43. – С. 80-85.
8. Кустов В.М. Страницы жизни и творчества Ильи Репина [Элек-тронный ресурс] // Императорское православное палестинское общество (ИППО). URL: https://www.ippo.ru/ipporu/article/stranicy-zhizni-i-tvorchestva-ili-repina-vm-kustov-202190 (дата обращения: 17.01.2024).
9. Орлова Е. И.Е. Репин / Е. Орлова; серия «Великие русские жи-вописцы». – М.: РИПОЛ классик, 2014. – 40 с.
10. Пикулев И.И. Русское изобразительное искусство: учебное по-собие. – М.: «Просвещение», 1977. – 288 с.
11. Портретная галерея Ильи Репина. История репинских портре-тов [Электронный ресурс] // Илья Репин. URL: http://ilya-repin.ru/portrets.php (дата обращения: 17.01.2023).
12. Репин М. Портрет Л.Н. Андреева, 1904 [Электронный ресурс] // Моя Третьяковка. URL: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/77860 (дата обращения: 17.01.2023).
13. Филиппова О.Н. Психологизм в творчестве И.Е. Репина // Ак-туальные проблемы науки и техники: сборник трудов по материалам IX Международного конкурса научно-исследовательских работ, Уфа, 12 сен-тября 2022 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2022. – С. 45-62.
14. Щербакова А.А. Серый кардинал русской классики Леонид Андреев [Электронный ресурс] // Визуальное исследование на платформе Tilda. URL: http://leonidandreev.tilda.ws/ (дата обращения: 17.01.2024).