Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Выбор темы определяется уникальностью периода, связанного с проведением земской реформы. Ее проведение стало ответом на кризис в крестьянском хозяйстве, который был усугублен Крымской войной. Главным вдохновителем реформ стал Александр II, который стал главой государства во время, когда крестьянское хозяйство находилось в состоянии упадка. Проблемы с неурожаями и эпидемиями привели к сокращению сельскохозяйственного производства, что создавало угрозу продовольственного кризиса во всей стране. Были также затруднения в сфере образования: после отмены крепостного права многие школы, содержавшиеся помещиками, были закрыты. Кроме того, нерешенность проблем, связанных с транспортной инфраструктурой, требовала масштабной реформы для подъема местного хозяйства. Местные управленческие органы находились в архаическом состоянии.
А самой главной проблемой было то, что ввиду отмены крепостного права власть помещиков над крестьянами ликвидировалась. А ведь именно они, помещики, должны были следить за благоустройством жизни своих крепостных раньше. Теперь формально крепостные стали свободными. И поэтому должны были как-то сами решать вопросы своей совместной жизни. Но они не обладали необходимым опытом и остро нуждались в помощи. Земская реформа по своей сути и являлась такой помощью. Насколько эффективной оказалась эта помощь? К каким результатам привела? Как можно оценивать реформу – как положительную или провальную? Попробуем найти ответ на эти вопросы.
ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864 ГОДА
В результате земской реформы 1864 года были созданы местные институты самоуправления. Таким образом, в системе государственного управления появились уездные земские учреждения. Законодательный акт «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» определил место земства в системе государственного управления, а также его функции и задачи.
Основными задачами новых институтов самоуправления было развитие хозяйственных дел, включая строительство дорог, обеспечение работы школ и больниц, а также распределение продовольственной помощи в регионах с неурожаем. Земские учреждения также занимались поддержкой сельскохозяйственного сектора экономики, сбором и анализом статистических данных о хозяйствующих субъектах. На базе земств были созданы распорядительные (губернские и уездные земские собрания) и исполнительные (уездные и губернские земские управы) органы.
В целях обеспечения своей деятельности земства имели право на сбор особой дани. Должности в земствах были выборными, и их члены избирались на трехлетний срок. В каждом уезде предполагалось создание нескольких избирательных съездов. Каждый съезд участвовал в выборах гласных, которые затем занимали посты в земских учреждениях. Особенностью этих выборов было то, что кандидатам требовались собственность и значительная поддержка крестьян. В земских учреждениях особую роль играли дворяне, которым предоставлялись должности председателей на избирательных собраниях, а также на губернских и уездных собраниях. Представители дворянства составляли большую часть гласных.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1 Алешин, П.Н. Региональные особенности формирования земских органов власти в пореформенной России / П.Н. Алешин // Современная научная мысль. – 2021. – № 6. – С. 69-75.
2 Захарова, Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России / Л.Г. Захарова. – Москва: Росспэн, 2011. – 718 с.
3 Морозова, Е.Н. У истоков земской реформы / Е.Н. Морозова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. – 214 с.
4 Химич, Т.М. Земская реформа 1864 г.: причины проведения и итоги / Т.М. Химич // Аграрное и земельное право. – 2019. – № 11. – С. 54-55.