Фрагмент для ознакомления
2
Религия всегда играла важную роль в жизни общества. Религия всегда влияла на политический процесс и развитие государственности. Особенно ярко это видно на примере конкретных исторических эпох. Именно поэтому в данном эссе я хочу рассмотреть взаимодействие церкви и государства на Руси в период с пятнадцатого по семнадцатый века.
Этот период интересен тем, что в течение не такого уж большого по меркам исторического процесса отрезка времени, церковь в русском государстве прошла путь от незначительной митрополии, подчиненной Константинопольскому патриарху до независимой церкви с собственным видением божественной картины мира, Бога и бытия, а также своей отдельной «церковной номенклатурой» (клиром) и иерархией, поддерживаемой десятками миллионов верующих, расселившихся на огромной территории.
Кроме того, в государстве, как и в церкви, происходили в этот период такие же изменения. Российское государство в начале XV века было представлено отдельными княжествами, пытавшимися оспаривать друг у друга право стать центром для объединения остальных русских земель и было зависимо от Золотой Орды. Однако, уже в конце обозначенного периода, Русь вступит в заключительную фазу своего становления как империи.
Тем не менее, необходимо сказать, что пройденный церковью и государством путь, был не простым. На протяжении обозначенного периода постоянно возникали конфликты между властью светской и властью духовной. Поэтому в своем эссе я попытаюсь рассмотреть, как конфликты (или же, наоборот, союзы) церкви и государства влияли на развитие Руси.
Пожалуй, отправной точкой новой эпохи в истории развития церкви и государства на Руси служит 1435 год, год смерти митрополита Киевского Герасима, который руководил митрополией всего два года в период с 1433 по 1435 годы. Митрополит Герасим был поставлен во главе митрополии Константинополем по требованию князя Свидригайло, который довольно быстро к нему охолодел и заживо сжег. К тому же, митрополит Герасим так и не был в Киеве (так как формально митрополия была «Киевской и всея Руси»). Не был он также и в Москве, столице Московского княжества, в которой все еще продолжалась междоусобная феодальная война. Это показывает, сколь неэффективным был существовавший на тот момент церковный аппарат этих земель, подчиненный Византии, которая и сама находилась в бедственном положении.
Столь быстрая кончина митрополита Герасима, вероятно, и стала поводом к наведению Константинопольским патриархатом порядка в Киевской митрополии путем назначения туда умного и преданного византийскому императору и константинопольскому патриарху митрополита Исидора, который вошел в историю как яркий сторонник примирения и объединения с католиками.
Такое решение было продиктовано причинами политическими, а отнюдь не религиозными. Византийская империя погибала, ей едва удавалось сдерживать натиск турок, поэтому последнюю надежду византийская знать видела в помощи с запада. Для этого было необходимо примириться с епископом города Рима. Однако терять влияние на русской земле Константинополю также не хотелось. Расчет состоял в том, что опытный дипломат Исидор сумеет убедить русских князей не только не препятствовать переходу в католицизм, но также и способствовать этому.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1)Е. Е. Голубинский (2002) История Русской Церкви // Общество любителей церковной истории – Москва с.82-105
2)Д. Н. Стремухов (2002) Москва – Третий Рим: источник доктрины // Языки славянской культуры – Москва с.425-441
3)Н. В. Синицина (1998) Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVIвв.) // Индрик – Москва с.416
4)Я. Г. Солодкин (2004) Филарет (в миру Федор Никитич Романов – Юрьев) // Наука – Санкт-Петербург с.161-168
5)Е. В. Пчелов (2003) Рюриковичи. История династии // ОЛМА-ПРЕСС – Москва с.396-397
6)О. А. Абеленцева (2009) Митрополит Иона и установление автокефалии Русской Церкви // Альянс-АРХЕО – Санкт-Петербург с.472
7)А.А Зимин, А.Л. Хорошевич (1982) Россия времен Ивана Грозного // Мысль – Москва с.78-83
8)Р. Ю. Виппер (1944) Иван Грозный // Издательство АН СССР – Москва с.47-51