Фрагмент для ознакомления
2
История человечества представляет собой долгий, непрерывный процесс, в ходе которого человеческое общество постоянно развивается и претерпевает значительные изменения. Каждый период развития человеческой цивилизации уникален. Каждая историческая эпоха меняет человека и мир, в котором он живет. Вместе с тем, фундаментом этих изменений всегда является мировоззрение человека, которое определяет все - моду, способы производства, политику, отношения между людьми, религию и даже отношение человека к жизни, и к смерти.
Именно поэтому в своем эссе я хочу разобрать мировоззрение средневекового человека и мировоззрение человека эпохи Ренессанса. Тем самым я хочу продемонстрировать, что практически полностью иное, новое общество может быть логическим продолжением предыдущего, и, несмотря на значительные отличия, может быть следующим этапом эволюции человеческого мировоззрения.
Каждый исторический период создает своего человека, в каком-то смысле идеальный образ эпохи. Этот образ становится уникальным вследствие влияния на него различных факторов. В основном это исторические события и процессы в обществе, характерные для данной исторической эпохи. Однако существенное влияние оказывают и предыдущие исторические события. В этом мы можем убедиться на примере формирования мировоззрения человека Средних веков и человека эпохи Возрождения, на которое повлиял один и тот же процесс, завершивший эпоху Античности. Речь идет о развале и гибели Западной Римской империи. Однако уже здесь мы можем увидеть, насколько по-разному на людей VI – XIII веков и XIV – XVI веков повлиял факт того, что жили они среди величественных руин. [5]
Средневековый человек, особенно в самом начале своей эпохи, был во многом все ещё племенным варваром, практически первобытным существом, который пытался удобно устроиться на завоеванном месте. Потому он перенимал многие обычаи новой родины, законы, такими, какими он их понимал (создание «варварских правд»), в конце концов, религию (христианизация – один из важнейших процессов в истории Европы), язык (использовавшуюся повсеместно латынь).
Но, вместе с тем, он ведь не восстанавливал прежний порядок, не возрождал империю. Он переделывал прежний строй обретенной местности на свой лад. Язык перенял так, что ныне латынь является мертвым языком. Общение в Средневековье велось на вульгарной латыни, также называемой «кухонной», и, что показательно, даже в официальной и религиозной речи (например, на богослужениях также использовалась вульгарная латынь).
Это можно считать первым пунктом того, что составляет главное и фундаментальное различие в мировоззрении людей Средневековья и Ренессанса – отношение к римскому наследию. Даже наиболее показательное различие, ответ на вопрос «Кто же должен быть в центре философской мысли?» происходит из римского наследия. На примере языка мы видим, что человек эпохи Средневековья, будучи германцем (племена, мигрировавшие в погубившую Римскую империю эпоху Великого переселения народов, были преимущественно германскими) [5], которого более не принуждали ассимилироваться, отнесся к наследию собственнически. Не он подстраивался под существовавшую цивилизацию и инфраструктуру, а подстраивал ее под себя.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Л.М. Баткин (1978) Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления // Наука – Москва с.58-67
2) М.А Гарнцев (1987) Западноевропейская схоластика. Проблема самосознания в западноевропейской философии: от Аристотеля до Декарта // Издательство МГУ – Москва с.205
3) Ж. Ле Гофф (2003) Интеллектуалы в Средние века //Издательство СПбГУ – Санкт-Петербург с.90
4) Г. Кенигсбергер (2001) Средневековая Европа // Весь мир – Москва с.374
5) К. Уинхем (2018) Средневековая Европа. От падения Рима до Реформации // Альпина Нон – фикшн – Москва с.536
6) Е.В. Яйленко (2005) Итальянское возрождение // ОЛМА – ПРЕСС – Москва с.128
7) О.Ф. Кудрявцев (1991) Ренессансный гуманизм и «Утопия» // Наука – Москва с.75-84
8) А.Х. Горфункель (1980) Философия эпохи Возрождения // Высшая школа – Москва с.368
9) М.П. Алексеев, В.М. Жирмундский, С.С. Мокульский, А.А. Смирнов (1999) История Западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение // Высшая школа – Москва с.87-88, с.156-181.