Фрагмент для ознакомления
2
Исагогические вопросы книги Деяний Святых Апостолов (Авторство, подлинность, адресат, время и место написания)
Книга Деяния святых Апостолов описывает важный период библейской истории, который начался с воскресения Иисуса Христа в 31 г. н. э. и продолжился до окончания первого заключения Павла в Риме в 62 г. н. э. (см. Деян. 28:30). Эта книга, по-видимому, была написана вскоре после этого, поскольку заканчивается она именно на этом моменте. Однако есть доказательства того, что вышедший на свободу Павел продолжил свою миссионерскую деятельность, проповедуя и путешествуя до тех пор, пока несколькими годами позже не был взят под стражу и казнен в Риме в 67 г. н. э. В этой книге ничего не говорится об авторе, но традиционно всегда считалось, что написал ее Лука, «врач возлюбленный» (Кол. 4:14) и сподвижник Павла (см. 2 Тим. 4:10; Флм. 24). Также принято считать, что Лука является автором третьего Евангелия, о котором в Деян. 1:1 говорится как о «первой книге» (ср. Лк. 1:3). Обе книги - Евангелие от Луки и Деяния святых Апостолов - равным образом повествуют об истоках христианства - его происхождении (жизнь и служение Иисуса) и развитии (миссионерская деятельность апостолов) .
Вместе взятые, они составляют больше четверти от всего объема Нового Завета, что указывает на величайший вклад отдельного автора.
Интересен тот факт, что книга «Деяния святых апостолов» не описывает деятельности большинства апостолов. В первой части книги от лица всех апостолов выступает апостол Петр (Деян. 1:15; 2:14; 15:7 и др.), а в другой части - апостол Павел; и только в главах 3 и 4 упоминается апостол Иоанн, который не произносит ни одного слова, и лишь в одном стихе мы узнаем о смерти апостола Иакова (Деян. 12:2).
Прежде всего, не стоит забывать тот факт, что Книга деяний святых апостолов анонимна, и кто ее написал документально не известно. Интересно, что до конца XVIII века не существовало никаких сомнений относительно традиционного мнения, что автором книги Деяний святых апостолов является евангелист Лука. Однако с XIX века были предприняты попытки доказать авторство Тимофея и Феофила.
В Послании к колоссянам Павел говорит о Луке как о соратнике-язычнике, который не был «из обрезанных» (Кол. 4:7-14). Таким образом, Лука - единственный новозаветный автор, изначально не из иудеев. Этим объясняется одна из главных тем книги Деяния святых Апостолов - универсальность спасения. Бог нелицеприятен. Церковь призвана нести свидетельство всем людям независимо от их пола, расовой принадлежности и социального положения (см. Деян. 1:8; 2:21, 39, 40; 3:25; 10:28, 34, 35). Несоблюдение этого принципа - в силу предубеждения или из соображений удобства - искажает смысл Евангелия и противоречит основополагающим истинам Божьего Слова. Для Бога мы все равны, каждый из нас - грешник, нуждающийся в искуплении, которое совершил Иисус Христос. Не случайно главным героем повествования Луки, которому посвящены почти две трети книги Деяний, является Павел, «апостол язычников» (Рим. 11:13).
В начале книги Деяний святых апостолов мы читаем: «Первую книгу написал я [тебе], Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала...» (Деян. 1:1). И прочитаем первые стихи Евангелия от Луки: «То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил» (Лк. 1:3). Из прочитанного текста становится абсолютно очевидным вывод, что Евангелие от Луки и книга Деяний святых апостолов - единый труд одного автора, исполненный в двух томах и обращенный к одному и тому же адресату – «достопочтеннейшему Феофилу». На принадлежность этих двух книг к одному и тому же автору указывают также стиль и литературные особенности .
Первую фиксацию авторства апостола Луки мы находим уже в конце II века, в Мураториевом каноне. Начиная с IX века, в послеиконоборческих минускулах имя апостола Луки появляется в заглавии книги Деяний святых апостолов. А святоотеческая традиция еще со второй половины II века именует его автором книги. Также апостола Луку видят автором книги Деяний все церковные писатели с конца II века, такие как святой Ириней Лионский, Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский, Тертуллиан, Ориген и другие.
Апостол Павел упоминает об апостоле Луке трижды - в послании к Колоссянам («Лука, врач возлюбленный» (Кол. 4:14)), в послании к Филимону, где перечесляет его в числе «сотрудников» («Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои» (Фил. 1:24)), и во втором послании к Тимофею, где упоминает его как оставшегося с ним во время римских уз («...один Лука со мною» (2 Тим. 4:10)). Из этого следует, что апостол Лука был постоянным и верным сотрудником апостола Павла, а также врачом по профессии. Мы также можем заключить, что апостол Лука, по-видимому, был из язычников. Это утверждение можно предположить и из послания к Колоссяном, где 11-м стихом оканчивается приветственный список обрезанных, то есть выходцев из иудеев, и стихами далее начинается список бывших язычников, в которых фигурирует имя апостола Луки (Кол. 4:10-14).
В конце XIX века У. К. Хобарт, изучив текст книги Деяний апостолов и проведя параллели из сочинений греческих врачей Диоскорида, Гиппократа, Галена, пришел к выводу, что апостол Лука действительно был врачом и единым автором книг Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов, поскольку в этих книгах встречается большое количество медицинских терминов. Позицию У. К. Хобарта поддержали А. Гарнак и Т. Цан. Позже Г. Кэдбери оспорил выводы У. К. Хобарта, приведя в пример сочинения Иосифа Флавия, Плутарха и Лукиана, которые не были врачами, но тексты которых изобилуют медицинскими терминами, указывая на то, что данную лексику использовали не только врачи, но и все образованные люди того времени . С конца XX века мнение Г. Кэдбери перестало быть авторитетным, когда в ряде современных работ было показано, что доказательство апостола Луки как врача проявляется не в лексике, а в том, как он описывает болезни, симптомы, методы и время выздоровления (Лк. 9:39; Деян. 3:7; 9:18; 13:11; 14:8; 14:10).
В XIX веке авторство апостола Луки было подвергнуто сомнению исследователями Священного Писания ввиду того, что автор книги не имеет ни малейшего знакомства с посланиями апостола Павла, что, конечно же, является загадкой, ввиду того, что апостол Лука был постоянным и верным сотрудником апостола Павла.
Таким образом, проблематика авторства книги Деяний святых апостолов требует дальнейшего изучения. Несмотря на многочисленные исследования данной книги, вопрос о ее авторстве остается открытым.
Показать больше