Фрагмент для ознакомления
2
Нравственные пределы биотехнологий
Признаками мировоззренчески-теоретических попыток осмыслить современную ситуацию в биологическом исследовании является широкое применение в последние годы таких понятий как биоэтика, эволюционная этика, экологическая этика, биофилософия тому подобное. Названные понятия являются отражением сложных феноменов этического, мировоззренческого характера, которые сформировались в науке в условиях ее перехода к постнеоклассическому этапу . Такой переход отражается на особенностях биотехнологических практик, которые составляют фундамент индустрии новейших радикальных трансформаций сокровенных глубин человеческой жизнедеятельности. Современные биотехнологические практики превращаются не только в один из мощных двигателей прогресса человеческой цивилизации, но и в главный источник угроз человеческой свободе. Революция супертехнологий знаменует собой начало новой эпохи - эпохи преобразования фундаментальных первооснов мира неживой и живой материи, успешного завершения мегапроекта «Геном человека», все более дерзких вторжений в генетические механизмы наследственности человека. Все эти, ранее немыслимые достижения, пошатнули не только основы науки, но и экзистенциальные, нравственные, мировоззренческие основы культуры XXI века .
В сегодняшних научных проектах внимание акцентируется на конструировании и реконструкции человеческого существования. Соответственно в качестве начальной и конечной точки нынешних проектов выступает сама человеческая жизнь . Как отмечает З. В. Каганова: «вторжение естествознания, биотехнологий, медицинских технологий в человеческую и вообще в органическую жизнь вызывает серьезные проблемы. Суть этих проблем сводится к тому, что человек - субъект исторического развития, создатель культуры и естествознания - сам становится объектом естественнонаучного исследования и применения новых технологий, в связи с чем возникает реальная возможность манипулировать его жизнью, здоровьем и сознанием со стороны тех, кто руководит этими технологиями. Превращение человека в объект естественнонаучного познания рассматривается с одной стороны, как величайший триумф человеческой мысли, реализация программы Сократа «Познай самого себя», а с другой - как «дегуманизация» и даже «смерть человека» . Необходимо отметить, что биотехнология меняет традиционное отношение человека к миру, его мировоззренческие ориентиры. Изменение стремлений, ценностей, мышление - это манипулирование и программирование человека.
На основе реальных последствий оказывается, что природа человеческой деятельности фактически изменилась, и к тому, за что мы должны нести ответственность, добавился предмет совсем другого порядка - биосфера всей планеты в целом, потому что мы обладаем властью над ней. Если этика в истоках своих определилась как направление исключительно антропоцентрическое (в центре ее построений были отношения «человек - человек»), то со временем понятие нравственности стало распространяться на другие формы бытия, в частности, сферу живого, а потом и на природу вообще (отношение «человек - природа»). Такое распространение предмета этики, по мнению Г. Йонаса, необходимо для современного человека, поскольку может служить эффективным средством защиты человека разумного (Homo sapiens) от человека действующего (Homo faber). «Рост человеческого могущества затмевает все, что составляет сущность полноценного человека, а потому этот рост, поскольку он приковывает к себе все более значительные усилия человека, сопровождается унижением его понятия о себе и собственном бытие». Кроме того, «технология приобретает нравственного значения уже вследствие центрального положения, которое она теперь занимает в субъективном целевом жизни человека, ее кумулятивное творения, в частности, искусственную среду, которая распространяется, по причине постоянной обратной силы усиливает специфические силы: то, что уже создано, вынуждает к применению все новые изобретения для его поддержки и дальнейшего развития» . Это понятно, ведь человеку трудно вовремя остановиться и побороть желание получать от жизни все новые и новые блага. Такому тотальному воздействию может противостоять только духовно свободная личность.
И чем богаче внутренний мир человека, тем труднее его превратить в покорного потребителя.
Современный поиск новых духовно-нравственных ориентиров научной деятельности актуализируется, в первую очередь, процессом разработки и расширением пространства применение новейших глобальных, в частности, биомедицинских технологий (в трансплантологии, репродукции человека, генной инженерии, клонировании и т.д.). Эти новейшие биотехнологические практики являются той мощной силой, которая сегодня постоянно влияет не только на сферу бытия человека, но и на ее мысли, привычки, идеалы и систему ценностей. Как справедливо подчеркивает Ж. Бодрийяр, погоня за техникой и ее глобальными последствиями, за человеком и продуктом его клонирования только начинается . И в этом он абсолютно прав. Ведь новейшая биотехнология, как новая игрушка человечества, превращается в опасное оружие в руках неопытного человека.
Поэтому неудивительно, что реалии современности обусловили органичное сочетание таких принципиально различных феноменов, как биология и этика. А поскольку развитие и прогресс научных исследований, в частности, биотехнологических, вообще нельзя остановить, то именно биоэтика, по моему мнению, является тем инструментом, с помощью которого можно хоть как-то влиять, контролировать и сдерживать это развитие.
Термин «биоэтика» получил распространение в науке после выхода в свет книги В.Р. Поттера «Биоэтика - мост в будущее». В общеэтическом контексте биоэтика с подачи В.Р. Поттера, представляется как прикладной аспект с четко определенной биолого-медицинской специализацией. Человек, как носитель моральных принципов, не перестает быть частью природы. Глобальная биоэтика призывает к поиску мудрости, которая использовала биологические знания для достижения социального блага. Это универсальная этика, которая включает в себя биологические знания. Без удовлетворительного решения сегодняшних разногласий о достаточно простых критериях человеческой жизни и прав человека, устойчивое глобальное выживание не произойдет .
Биоэтика как «этика жизни», в условиях быстрого распространения новых биотехнологий, которые радикально меняют не только жизнедеятельность, но и природу человека, провозглашает и защищает фундаментальные человеческие ценности - право человека на жизнь, автономию и свободу выбора. В ее контексте происходит переосмысление и обогащения содержания многих понятий, таких как «природа», «человек», «телесность» и другие. Впрочем, биологическая этика не ставит целью сдерживание или запрет новейших биотехнологий, с которыми связывается будущее цивилизации. Речь идет о необходимости тщательной, длительной экспертизы, независимого общественного контроля, чтобы определить возможное и допустимое, исключить негативные последствия для человека и окружающей среды. В целом же современная биоэтика интегрирует в единое концептуальное целое элементы классической этики и новейшие тенденции, инициированные экологией,
Показать больше