Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данной работе, заключается в том, что современный человек достаточно часто в случае стрессовой ситуации в своей жизни начинает задумываться о вере в Бога. Так, часто бывает, что, попав в больницу со сложным заболеванием, человек начинает молиться о своем выздоровлении, но сходить в церковь, в силу обстоятельств, он не может.
Для таких случаев во многих церквях открыты домовые церкви, которые создают все условия для того, чтобы больной человек имел доступ к религиозным традициям.
Такие церкви часто помогают не только самим пациентам, но и их родственникам, разговоры со священником заменяют беседы с профессиональным психологом, помощь оказывается на месте пребывания пациента, что очень удобно.
Цель работы – проанализировать деятельность домовых церквей при больницах в качестве миссионерских пунктов.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи работы:
1. Рассмотреть понятие домовой церкви в исторической ретроспективе и оценить современное состояние ее функционирования.
2. Выделить наиболее важные особенности работы домовой церкви при лечебно-профилактических учреждениях.
3. Изучить требования к священникам, работающим в домовых церквях при больницах.
Основная часть
Православный храм — это необязательно отдельное самостоятельное сооружение. Храм может располагаться внутри здания, которое даже и близко не имеет отношение к религии.
Как и в случае с часовнями, домовая церковь создается, чтобы помочь человеку в определенный момент или в определенном месте вырваться из привычной суеты и соединить мысль с Богом. Но в отличие от часовни, в храме есть алтарь, а потому в нем может совершаться Таинство Литургии и Причастия. Поэтому один из смыслов домовых церквей — устраивать их там, где есть люди, у которых по тем или иным причинам нет возможности добраться до соседних храмов: например, в больницах .
Конечно, на территории некоторых больниц есть полноценные маленькие церкви. Но там, где нет возможности или целей возводить отдельную постройку, строят домовые храмы. Они устраиваются в первую очередь для пациентов и персонала.
Как правило, домовые храмы бывают небольшими и менее роскошны по архитектурным формам или убранству (хотя, бывают и исключения). Но это всё — человеческие обстоятельства, которые ни на глубину духовной жизни, ни на суть Таинств никак не влияют. Святые и первые христиане, порой, причащались в обычных пещерах.
Такие организации бывают открытые или закрытые для посторонних, это зависит от режима, в котором действует то или иное учреждение. Обычно домовая церковь принадлежит храму, на территории которого она находится, она может также существовать, как самостоятельная церковная единица .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьянова С.М., Христенко В.И., Чарушевская О.Ю. Принципы организации и функционирования домовой церкви в России // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы православного строительства в России». – Вологда: Вологодский государственный университет, 2016. – С. 36–50
2. Вересаева П.А., Колесниченко Г.В., Щербакова М.И. Таинства и ритуалы в православной церкви: исторический очерк. – Мурманск: Вето, 2016. – 338 с.
3. Галузина Н.В., Лаевская Е.А., Чижикова Н.А. Домовая церковь как объект социально-культурного исследования: история и современность // Сборник статей Балтийского федерального университета им. И. Канта. – Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2017. – С. 40–51
4. Демиденко А.К. Православные учреждения России: история и современное состояние. – Самара: Перекресток, 2017. –460 с.
5. Заварзина А.П. Православная культура России. – Ханты-Мансийск: Перспектива, 2017. – 560 с.
6. Красноборова Л.А., Феоктистова Я.М., Шарова-Акопян С.С. Религия и общество: основные вехи взаимодействия и противостояния // Материалы научно-практической конференции «Светские и духовные аспекты развития современного общества». – Саратов: Саратовский государственный университет, 2018. – С. 103–114
7. Мирошниченко С.А., Черкасова О.А. Духовные проблемы тяжелобольных людей и пути их решения в российской православной практике // Вестник Дальневосточного федерального университета. Вып. 1. – Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2015. – С. 66–80
8. Пилипенко С.М., Черкунова О.Л., Шилоносова А.А. Миссионерская деятельность лечебно-профилактических учреждений: социально-исторический аспект // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 3. – Краснодар: Кубанский федеральный университет, 2018. – С. 58–71
9. Яковлева Н.Г., Самарина О.Л. Принципы деятельности домовых церквей: история и современность // Материалы научно-практической конференции «История и современное состояние православной культуры России». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2018. – С. 113–124