Фрагмент для ознакомления
2
Роль Русской Православной Церкви в мировой политике
Христианство представляет собой ценностный базис европейской цивилизации во всей ее сложности и многообразии. Им были сформированы наиболее важные принципы международного общения, добрососедства и взаимоуважения. Церковь является первым в истории человечества сообществом, соединившим людей разных национальностей и культур верой в Иисуса Христа. Свидетельство о необходимости руководствоваться в межличностных отношениях нравственным законом правды, добра и справедливости было и до сегодняшнего дня остается важнейшей миссией Церкви. Церковное миротворческое служение, сострадание к слабым и их защита перед лицом сильных мира сего продиктовано именно этой миссией.
Русская Православная Церковь как религиозная организация оказывает влияние на внешнюю политику российского государства. Это выражается не столько в «навязывании» определенной точки зрения (хотя и такие примеры существуют), как в принятии верующими единой системы ценностей и определенного мировоззрения. И, часто, это самое мировоззрение может стать причиной дестабилизации ситуации на мировой арене.
Именно взаимодействие религиозных организаций и государств во все времена давало возможность найти выход из самых сложных ситуаций международной жизни. Ряд священнослужителей выполняли различные дипломатические миссии, поскольку духовенство имело гораздо более высокое доверие, чем дипломаты. Что касается взаимодействия РПЦ и государства на международной арене, то теперь византийская модель церковно-государственных отношений требует четкого определения возможных областей сотрудничества. Из многих пунктов, перечисленных в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», можно выделить шесть позиций относительно позиции церкви в отношении внешней политики России.
1. Миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, а также содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;
2. Консультирование и благотворительность, развитие совместных социальных программ (что важно в свете различных событий в «горячих точках» планеты, когда Церковь была вынуждена помогать гражданам России, а также помня о необходимости заботиться о ней русского народа за рубежом, где они не всегда находятся в приемлемых условиях);
3. Работа церковных и светских средств массовой информации;
4. Деятельность по охране окружающей среды, которая недавно приобрела всемирный масштаб;
5. Экономическая деятельность в пользу Церкви, государства и общества;
6. Противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.
Общая суть международной деятельности Русской Православной Церкви на современном этапе определяется многовековой традицией межрелигиозного диалога и сотрудничества.
Одним из инструментов современной дипломатии Российской Федерации является Русская Православная Церковь. Последняя имеет достаточно устойчивые традиции проведения активной внешней политики, которая вышла на новую ступень после октябрьских событий 1917 и нашла свое новое продолжение после заключения конкордата с И. Сталиным в 1943. Но если в послевоенный период деятельность РПЦ была, как правило, исключительно двухвекторной: миротворческая и миссионерская направленность, то на современном этапе она уже имеет многовекторный характер. Долгое время вопрос внешнеполитической деятельности РПЦ оставалось вне поля зрения исследователей. В советское время к данному вопросу обращались известные исследователи истории православной церкви ХХ в. П.К. Курочкин, М.С. Гордиенко, В. Куроедов и ряд других . В своих работах, рассматривая многоаспектную историю православия, авторы вскользь касались вопросов деятельности РПЦ на международной арене.
С развалом СССР появляются работы, делают попытку переосмысления социальной и политической роли РПЦ в ХХ в: В.А. Алексеев, Д. Поспеловський, В. Цыпин, М.В. Шкаровский и другие. Все они, за исключением Михаила Шкаровская сравнительно бегло касаются исследуемого вопроса. В отличие от них М. Шкаровский достаточно подробно останавливается на роли Московской Патриархии на международной арене в 1943-1964 гг., выделив целый раздел . Совсем иной характер имеют современные публикации , которые пытаются рассмотреть отдельные вопросы внешнеполитической деятельности РПЦ как в советское время, так и на современном этапе, но отдельные вопросы (основные направления современного внешнеполитического курса РПЦ, взаимодействие с государственными органами и т.д.) требуют уточнения и обобщения.
Дополняя российского исследователя Юрия Рябых , можно выделить следующие направления внешнеполитической роли РПЦ на современном этапе:
- легитимация - определение или подтверждение законности общих основ и отдельных направлений официальной внешней политики российской власти в глазах верующих и тех граждан России, которые доверяют Церкви;
- лоббизм - действия РПЦ по защите имущественных интересов православных общин за рубежом (Западная Европа, Израиль), а также прав верующих тех стран, где их нарушали (Эстония);
- миротворчество - участие высших иерархов РПЦ в сглажении или урегулировании локальных конфликтов;
- непосредственная реализация геополитических интересов России на православных территориях, особенно ярко это отразилось в Украине в последние годы.
Названные выше функции определяли содержательную сторону взаимодействия церкви с государством во внешней политике на рубеже тысячелетий. Выступая на конференции «Религия и дипломатия» в Дипломатической академии (май, 2001), митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата отметил следующие четыре направления сотрудничества:
• возврат в собственность России и Русской православной церкви архитектурной и художественной собственности, утраченной после 1917-го из-за отказа советского правительства от культовых зданий за рубежом
• «... защита прав наших соотечественников в ближнем и дальнем зарубежье, в том числе и прав верующих»;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. – М.: «Мысль», 1971;
2. Пocпeлoвcкий Д. Православная Церковь в истории Руси, России и CCCР. – М.: Библeйcкo-бoгocлoвcкий институт Св. Апостола Андрея, 1995;
3. Шкaрoвcкий М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрyщeвe. – М.: Библeйcкo-бoгocлoвcкий институт Св. Апостола Андрея, 1995C. 284-331.
4. Цeрпицкaя O.Л. Международная деятельность Русской Православной Церкви в контексте внешней политики Российской Федерации в условиях глобализации // Aвтoрeф.… к.пoлит.н. - СПб., 2013;
5. Рябых Ю. Внешнеполитические ориентиры Русской православной церкви (1991-2000) // Pro et Contra (Москва). – 2017. – Т. 6. - № 4 (Осень). – C. 118- 119.
6. Кирилл (Гyндяeв), митрополит. Религия и дипломатия. Взаимодействие OВЦC Московского Патриархата c Министерством иностранных дел России // Журнал Московской Патриархии. - 2011. - № 7. - C. 56-61.
7. Об образовании в Киеве при Экзархате Украины филиала Отдела внешних церковных сношений // Журнал Московской Патриархии. – 1970. - № 1. – C. 5.
8. Устав РПЦ, Глава VI // www.mospat.ru
9. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата // www.mospat.ru; Отдел внешних церковных связей (OВЦC) // www.patriarchia.ru
10. Смирнов М. Роль Русской Православной Церкви на современном этапе политического развития России (1993-1997) // www.nasledie.ru
11. Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. – 1994. – № 19. – C. 1; - № 20. – C. 10.
12. Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. – 1993. – № 10. – C. 1. 13. РПЦ МП как политический инструмент внешней политики РФ // http://babr.ru/index.php?pt=news&event=v1&IDE=38827