Фрагмент для ознакомления
2
Эссе по труду А. Про «Двенадцать уроков истории»
(Про А. Двенадцать уроков по истории. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. - 336 с.)
Данная книга была написана А. Про на основе лекций, которые он читал в университете Сорбонны. Книга состоит из введения; 12 глав, разбитых на параграфы; заключения, библиографического указателя и указателя текстов и документов. В данной работе автор рассматривает вопросы о месте истории и историка во Франции; о фактах и критическом методе; об историческом времени и др.
Свою работу А. Про начинает с рассмотрения места истории во французском обществе XIX-XX вв., уделяя при этом особое внимание методологии истории. А. Про считает, что вплоть до 1980-х гг. методологическое осмысление истории считалось бесполезным. Естественно, до этого времени встречались исследователи (например, О. Демулен, Ф. Артог, Ф. Досс и др.), которые интересовались проблемами методологии и историографии. Однако, эпистемологические проблемы при этом рассматривали не историки, а философы (П. Рикер, Р. Арон).
В XIX веке история была делом высших слоев общества и не касалась народной школы. Это нашло свое отражение и в существующей системе образования. Если в средней школе история становится обязательным предметом с 1818 года, то в начальной только с 1880 г.
Несмотря на вышесказанное, уже в конце XIX века в Сорбонне известными историками (Ланглуа, Сеньобос) начинают читаться лекции на темы историографии и методологии. Однако, по мнению А. Про традиция изучения методологии истории в то время была еще весьма хрупка и уязвима. Французские историки по-прежнему мало внимания уделяли теоретическим вопросам. А. Про сравнивает их с ремесленниками, для которых сноровка и умения представляли большую ценность, чем теории: «Большинство из них не утруждают себя определением в начале книги используемых в дальнейшем понятий и интерпретационных схем» Следует отметить, что данная ситуация характерна только для французов. Например, немецкие истории в обязательном порядке дают четкие определения тех понятий, которые будут использовать в своей работе в дальнейшем.
В ходе образовательных реформ 1960-х гг. была предпринята попытка объединения преподавания истории и географии, а также основ социально-экономических наук. Однако, реформа не состоялась и в 1980-х гг. преподавание истории возобновилось.
В настоящее время вопросам историографии и методологии уделяется более существенное внимание. Например, в университетах Франции будущие историки в обязательном порядке изучают такие дисциплины, как историография или эпистемология. А. Про полагает, что целью изучения данных дисциплин является формирование у студентов критического взгляда на их деятельность при изучении истории. Интерес к методологии истории проявляется и в том, что к данной проблеме регулярно обращаются в своих публикациях такие журналы, как «Revue de synthese», «Geneses», «Annales».
А. Про справедливо отмечает, что история в современной Франции намного популярнее среди широких слоев населения, чем в других странах. В ходе социологических опросов большая часть французов отвечают, что они увлекаются или интересуются историей. Историческую литературу во Франции издают не только университетские или профильные издательства, но и издательства широкого профиля. Причем количество изданий такого рода во Франции намного больше, чем в других странах.
А. Про приходит к выводу об особой и решающей роли истории во Франции. В исторической культуре укоренено национальное самосознание Франции. Являясь носительницей национального самосознания, история выполняет важную идеологическую функцию. Изучение истории во Франции
Показать больше