Фрагмент для ознакомления
2
IFRS 8 ОПЕРЦИОННЫЕ СЕГМЕНТЫ
Ключевой характеристикой современного бизнеса можно считать его многогранность. Действительно, отступили в прошлое времена, когда компании специализировались на одном виде деятельности, получая все финансовые результаты только благодаря ему. Сегодня бизнес-структуры отходят от пути монопредпринимательства и переходят на формат распределения своих усилий на различные сегменты, развивая активность в которых, они получают финансовые результаты. Поскольку такая практика стала распространяться на рынки всех стран, для международных видов кооперации возникла необходимость выработать дополнительный международный же стандарт финансовой отчетности, который будет регламентировать такие вопросы.
Компании обязаны раскрывать информацию, необходимую пользователям финансовой отчетности для оценки характера и финансовых последствий разных видов деятельности, которые ведет компания.
Так появился стандарт МСФО IFRS 8. Этот стандарт применим к отдельной или консолидированной финансовой отчетности компании, чьи долговые или долевые инструменты торгуются на бирже или планируются к выпуску для получения котировки на бирже.
Об особенностях применения и его характеристиках расскажем более подробно.
IFRS 8 – Общие сведения.
В основе стандарта МСФО 8 лежит положение о том, что фирма состоит из различных компонентов ее бизнес-деятельности. Таким образом, в понимании IFRS 8 операционные сегменты – это составляющие бизнеса, способные приносить экономический эффект и прямо влияющие на общие результаты. К таким сегментам можно отнести любое подразделение фирмы, которое осуществляет деятельность по генерированию доходов или распределению расходов в рамках своей функции, результаты которого анализируются и учитываются руководством при формировании управленческих планов и решений. То есть по «МСФО Операционные сегменты» к этой группировке рационально относить только важные направления деятельности фирмы, от которых в некоторой мере зависит бизнес фирмы.
Операционные сегменты – это отдельные компоненты компании:
- которые осуществляют деятельность, от которой имеют доходы и расходы;
- чьи операционные результаты регулярно анализируются управлением компании, принимающим операционные решения, касающиеся распределения ресурсов на сегмент и оценку результатов его деятельности;
- по которым имеется обособленная финансовая информация.
Сегменты, имеющие схожие экономические особенности (характеристики продукции или услуг, характеристики производственного процесса, класс потребителей продукции, методы распространения продукции) могут быть агрегированы в отдельный операционный сегмент.
Компания должна отдельно представлять информацию по операционному сегменту, если он удовлетворяет следующим количественным критерия:
-его доход составляет 10 или более процентов совокупной выручки компании;
- абсолютная величина прибыли или убытка сегмента равна или превышает 10% большего из (в абсолютных величинах): совокупной прибыли всех прибыльных сегментов, совокупного убытка всех убыточных сегментов.
-его активы составляют 10 и более процентов совокупных активов всех операционных сегментов.
Компания может раскрывать информацию и по операционным сегментам, не удовлетворяющим вышеуказанным критериям, если считает, что такая информация необходима пользователям отчетности. Информация по сегментам, не выделенным в отчетные, должна раскрываться компанией в категории «все прочие сегменты».
Если выручка всех отчетных сегментов составляет менее 75 % дохода компании, необходимо выделить дополнительные отчетные сегменты. Если сегмент начал удовлетворять количественным критериям только в отчетном периоде, информацию по нему надо раскрывать в сопоставимом виде за предыдущие периоды. Если достигнуто предельное количество сегментов, указанное в стандарте как 10, компании следует сделать вывод о том, что лимит практического смысла подготовки сегментной отчетности достигнут.
Во главе сегментов стоят дивизионные менеджеры, которые отвечают за все процессы, связанные с данным участком работы организации. Менеджеры сегментов являются связующим звеном между составом работников сегмента и руководством – по сути, локальным исполнительным органом сегмента, который ответственен за финансовые результаты, планирование и операционную работу. Внутренняя кооперация между всеми участниками организационной цепочки в конечном итоге приводит к формированию эффективной системы функционирования каждого сегмента, обеспечивая общий вклад в бизнес фирмы.
Данные, которые раскрываются в рамках стандарта МСФО 8, дают пользователям финансовой отчетности сведения для оценки каждого вида коммерческой деятельности фирмы, а также спектра экономических и организационных условий, в которых фирма работает. Данные об операционных сегментах в отчетности IFRS 8 позволяют глубже понять бизнес компании и оценить его с разных сторон. Такой подход дает возможность сравнения показателей работы компании за прошлые периоды, формирования прогнозов и анализа рисков в части прибыли, а также получения данных, на которых можно строить рациональные и обоснованные решения о бизнесе компании.
Относительно операционных сегментов должна раскрываться следующая информация:
1. Общая информация.
- факторы, в соответствии с которыми компания выделила отчетные сегменты;
- виды продукции и услуг, приносящие доход отчетным сегментам;
2. Информация о прибыли или убытках, активах и обязательствах.
- доходы, полученные от внешних сегментов;
- доходы от операций с другими операционными сегментами компании;
- процентные доходы;
- процентные расходы;
- износ и амортизацию;
- наиболее существенные статьи дохода и расхода;
- расход или доход по налогу на прибыль.
Данный стандарт обязаны принимать не все компании. Статья 2 МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» определяет, какие компании в обязательном порядке должны готовить сегментную отчетность. Это:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Агибалов А.В. Международные финансы: учебное пособие / А.В. Агибалов, Е.Е. Бичева, О.М. Алещенко – Воронеж: ВГАУ, 2015. – 241 с.
2) Артеменко В.Г. Финансовый анализ: Учебное пособие / В.Г. Артеменко, М.В. Белендир – 2-е изд. переработанное и дополненное – М.: Дело и сервис, 2016. – 160 с.
3) Казакова, Н. А. Финансовый анализ в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Казакова. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 209 с.
4) Кирьянова, З. В. Анализ финансовой отчетности : учебник для бакалавров / З. В. Кирьянова, Е. И. Седова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 428 с.
5) Литвиненко, М. И. Консолидированная финансовая отчетность в соответствии с новыми стандартами: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. И. Литвиненко. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 168 с.
6) Словарь финансово-экономических терминов / А. В. Шаркова, А. А. Килячков, Е. В. Маркина и др.; под общ. ред. д. э. н., проф. М. А. Эскиндарова. — М.: Издательско&торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 1168 с.
7) Финансы: учебник / под ред. Е. В. Маркиной. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014. — 432 с.
8) Финансовый менеджмент: учебник / В.Ю. Барашьян, В.Д. Бджола, О.Г. Журавлева [и др.]; под ред. В.С. Золотарева, В.Ю. Барашьян. — М.: КНОРУС, 2015. — 520 с.