Фрагмент для ознакомления
2
Эссе
Зигмунд Фрейд «Будущее одной иллюзии»
Зигмунд Фрейд не считал себя философом. Однако «сумма психологической информации», собранной им эмпирическим путем, постепенно складывалась в научную дисциплину мировоззренческого характера.
Ему казалось, что его открытия приложимы к различным областям общественной жизни – культуре, религии, искусству. Такая экспансия психоаналитического метода уже не обеспечивалась чисто научным мышлением.
Фрейд вступал в сферу догадок, предположений, интуиции. Иначе говоря, невольно становился философом.
Задаваясь вопросом о том, что и почему ограничивает человека в проявлении его врожденных биологических инстинктов, Фрейд обращается к истокам культуры, к возникновению религиозных верований. Обнаруженные закономерности влияния внешней среды на мышление, поведение, деятельность человека позволили Фрейду дать свою трактовку таким важнейшим вопросам как генезис и предназначение культуры, соотношение природных и культурных начал в структуре личности, истоки нравственности и т.д.
Понятие «культура» содержит целый комплекс значений, так и не обретших законченного бесспорного определения.
Очевидно лишь, что механизм культуры есть путь отвлечения от природы.
Чем дальше развивается человечество, тем основательнее его отрыв от органической основы жизни.
Таким образом, Фрейд рассматривал культуру в этом узком смысле как систему ограничений и запретов («культурных запретов»), которые вытесняют известные влечения человека в сферу бессознательного, упорядочивают отношения людей между собой, распределяет достигаемые материальные блага.
Он видел параллелизм онтогенетического и филогенетического развития и в духовной жизни человека и предполагал, что, обратившись к истокам культуры, к анализу ее архаических признаков, можно разглядеть тайну происхождения культуры.
Зигмунд Шломо Фрейд не нуждается в представлении. Он один из тех личностей читать которых - нужно.
В работе "Будущее одной иллюзии" Фрейд уделяет внимание Религии и Культуре смотря на эти два фундаментальных явления через призму психоанализа. Вообще вопрос религии Фрейд затрагивал в каждой из своих работ.
И всегда с отрицательной стороны.
"Религия - общечеловеческий навязчивый синдром" - З.Ф.
Но в отличие от рядя других мыслителей того времени он признавал ее необходимость. Фрейд полагал что Религия необходима для тех людей, кто недостаточно силен чтобы от нее отказаться. Каждому из них необходим так называемый Фрейдом "Прообраз Отца" которого он может обо всем попросить.
Через диалог, с которым человек упрощает себе жизнь. (Здесь идёт отсылка к другой его работе - "Тотем и Табу") Проводя параллели религии и культуры.
Автор не без основательно для многих (атеистов) считал религию "пятым колесом" для развития науки и общества в целом.
"У разума нет вышестоящей инстанции" - З.Ф.
В своей работе дал представление о будущем, в котором люди полностью откажутся от Религии в пользу науки.
Но по истечению более 90 лет, это время не наступило. И, наверное, никогда не наступит.
Вообще с его трудами нужно быть осторожным. Если человек подвержен внушению, после его книг он может стать - атеистом.
Читая работы Фрейда, вы столкнетесь с очень сложной манерой речи/языка автора.
И эта сложность не заключается в большом количестве научной терминологии. Она сводится к особенностям составления предложений и выражения идей автора. Но тем не менее не стоит закрывать его работы по этой причине.
Небольшой научный трактат на религиозную тему от Зигмунда Фрейда, с точки зрения психоанализа, который хочет внести свою лепту в размышления на тему - полезна ли еще религия для общества (первая половина 20 века), выводит разницу между "заблуждением" и "иллюзией", дает некоторые комментарии на счет причин возникновения религии и свои предположения на развитие общества и места религии в нем.
Для кого эта книга? Я бы сказал, для людей, которые стоят одной ногой в церкви, другой, нет.
Еще для тех, кто уже там, ознакомится не повредит. Если вы боитесь, что здесь значительная часть текста психоанализ, спешу обрадовать - почти что его нет.
Были некоторые моменты, когда мне было не по себе от этих примеров ребенка-отцов-богов-тотемизма, но их немного и, если хорошо обдумать, можно уловить что имеет в виду Фрейд.
Это эссе - Будущее одной иллюзии - следует за сильнейшей тирадой Фридриха Ницше - "Антихристианин. Опыт критики христианства. Проклятие христианству" (это полное название его работы, так как это одна из первых работ незавершённого им цикла, который, похоже, должен был быть просто огромным, но жаль, что Мы видим только то, что уже есть...).
Однако, Ницше определённо был прав, когда писал, что его труд - это труд для тех, кто ещё не рождён (он имел в виду будущие поколения).
Фрейд, в принципе, перенял его ветвь критики, сильной критики, подвергающей саму себя, критику, сомнению, и выстроил отличное повествование, чуть более лёгкое, стоит заметить, нежели его труды, такие как, к примеру, «Психопатологии обыденной жизни» за чтением которой, как многие утверждают, клюют носом (засыпают).
Признаюсь, тоже такое бывало, потому что, иногда, вылезает что-то бессознательное (именно с приставкой без, так как находится без осознания что-то).
О чём же, собственно, его эссе? Да всё просто - с помощью психоанализа, мысленных экспериментов и аргументов, Зигмунд Фрейд пытается донести до нас то, что ещё говорил Ницше и некоторые люди до него (тот же Джовани Боккачо, к примеру). Только Фрейд делает это более обстоятельно.
Эти два эссе - хорошее дополнение друг друга, поэтому, наверное, я их буду упоминать часто.
По факту, эта работа Зигмунда Фрейда полностью посвящена критике религии, особенностям происхождения таковой и особенностям религиозных верований и всё это анализируется именно с позиции психологии, психоанализа и адекватности в целом. Стоит заметить, что это одна из позднейших работ Зигмунда Фрейда. Но более подробно, я постараюсь разложить всё ниже.
Давайте начнём с некоторых моментов, касающихся публикации данной работы в нашей стране.
Впервые, на русский язык, работа Фрейда была переведена ещё в тридцатых годах, однако, когда в Союзе начались гонения на психоанализ - книгу издавать перестали и не издавали её аж до самой перестройки. По крайней мере - официально было так. Только тогда, в те времена, она, работа Фрейда - Будущее одной иллюзии, была переведена на русский язык повторно Владимиром Бибихиным.
Будущее одной иллюзии - это одна из позднейших работ Зигмунда Фрейда. Опубликована она была после двадцатых годов прошлого века, которые и относят к позднему периоду его творчества и развитию его учения, теорий.
Хочется заметить, что в данном эссе Зигмунд Фрейд довольно сдержан, немного мягок - какой-то такой джентльмен, который реально хочет донести до Нас, как читателей, истину, показывая её довольно объёмно, включая в своё сочинение даже разностороннюю критику, посредствам боя с тенью, интересного вида полемика такая.
Это очень интересный феномен, который в литературе я до этого ещё не встречал или этот факт отказался откладываться в моей памяти. Фрейд настолько серьёзно подходит к проблеме и использует свой острый ум, что вполне способен привести доводы, критику тех, кто был бы против её идеи, тех, кто бы её пытался расколоть, показать её несостоятельность, а затем - отвечает на эту критику, более полно раскрывая те или иные вопросы.
Кажется, у него этот подход я только и встречал. Что-то подобное я встречал в его работе - Я и оно - однако, я слушал её в аудио и сейчас затрудняюсь вспомнить точно.
Фрейд, вообще склонен проводить какие-то мысленные эксперименты,
Показать больше