Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность обращения к теме настоящего эссе обусловлена той ролью, которую играют социальные объединения в жизни личности. Одним из таких объединений является коллектив, где формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся высокой сплоченностью, самоопределением каждого его члена, идентификацией с группой, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. Получив первичный опыт социализации через взаимодействие со сверстниками, человек затем совершенствует свои социальные навыки в трудовом коллективе. В свое время различные вопросы организации и функционирования коллектива были освещены в трудах Е.С. Аркина, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, А.С. Залужного, В.А. Караковского, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Н. Сороки-Росинского и др. Каждый из них внес весомый вклад в осмысление данного вопроса.
Не умаляя значимости перечисленных авторов, особое внимание хотим сосредоточить на идеях формирования коллектива, описанных А.С. Макаренко (1888 – 1939) и В.А. Сухомлинским (1918 – 1970). Интерес к данным педагогам объясняется сходством условий, в которых формировались характеры советских новаторов, их любовью к детям, потребностью принести существенную пользу своей стране. Кроме того, согласно докладу ЮНЕСКО, сделанному в 1988 году, имя А.С. Макаренко наряду с Г. Кершенштейнером, Д. Дьюи, М. Монтессори определили способ педагогического мышления в XX веке. Не менее революционными для своего времени были и труды В.А. Сухомлинского, который стал членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР, заслуженным учителем школы, Героем Социалистического Труда.
Цель настоящего эссе – проанализировать проблему формирования коллектива в истории отечественной педагогики на примере идей А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.
1. Предпосылки идеи коллектива в отечественной педагогике
Жизнь ребенка, начиная с детского сада и заканчивая школой, большую часть времени проходит в коллективе. В кругу сверстников он научается взаимодействовать с окружающими, отстаивать собственную позицию, достигать компромисса между личными интересами и позицией большинства. Будучи микромоделью социума, коллектив дает возможность понять, как устроено общество и по каким законам функционирует. Он оказывает влияние на каждого человека, равно как и отдельная личность на коллектив. Именно поэтому важно осмыслить проблему формирования коллектива в истории отечественной педагогики.
При поверхностном рассмотрении вопроса может показаться, что обозначенная тема была актуальной исключительно для советской педагогики. Но это ошибочное представление, поскольку искомый вопрос поднимался еще в XIX веке. Так, например, основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский настаивал на обучении детей в условиях классно-урочной системы. Вполне понятно, что для этого должен быть стабильный состав класса, твердый порядок проведения занятий по времени и распиванию, работа со всеми учащимися и с каждым
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Амосова Н.В. К.Д. Ушинский. О воспитании // Слово: образовательный портал. – Режим доступа: https://portal-slovo.ru/pre_school_education /36629.php. – Дата обращения: 31.10.2018.
2) Гребенкина Л.К. Концептуальные идеи выдающихся педагогов А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского о коллективном воспитании подрастающего поколения // Модернизация образования: научные достижения, отечественный и зарубежный опыт: сб. науч-практ. конф. – Рязань, 2018. – с. 40-44.
3) Дмитриева Ю.П. Воспитание коллективизма в отечественной педагогике второй половины XIX – начала XX века: дисс. … канд. пед. наук. – Пятигорск, 2003. – 186 с.
4) Довга Т.Я. Януш Корчак и Василий Сухомлинский о праве ребенка на уважение // Начальная школа. – 2013. № 12. – с. 82-86.
5) Кенсаринова М.В. Теория коллектива А.С. Макаренко: философские и психологические аспекты // Успехи современного естествознания. – 2015. № 1-2. – с. 301-304.
6) Кулагина С.С. Развитие идеи ученического самоуправления в педагогическом наследии А.С. Макаренко: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 2013. – 26 с.
7) Моргаевская А.Н. Развитие теории коллектива в отечественной педагогике: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – СПб., 2009. – 23 с.
8) Орлова Ю.Е. Актуальность наследия В.А. Сухомлинского: система педагогического образования родителей // Среднее профессиональное образование. – 2012. № 12. – с. 54-58.
9) Сахаров В.А. Эмоциональные стимулы нравственного развития личности ребенка в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского // Педагогика. – 2010. № 1. – с. 84-89.
10) Христофоров С.В. Знакомый Викниксор – неизвестный Сорока-Росинский // Управление школой. – 2007. № 13. – с. 2-7.