Фрагмент для ознакомления
2
Политическая элита современной России: каналы рекрутирования, проблемы ротации
Термин «элита» является одним из основных в политической науке.
С точки зрения структурно-функционального подхода элита представляет собой функциональную группу, совокупность индивидов, которые занимают значимые позиции в социальных, политических и экономических институтах. Привилегированное положение позволяет им осуществлять в современном обществе и его подсистемах как интегративные, так и стабилизирующие функции . Процесс рекрутирования политической элиты помогает определить состав политической элиты, ее характеристики и систему политических взаимоотношений с населением.
Рекрутирование политической элиты происходит двумя способами: открытым, когда в элиту могут войти представители внеэлитных социальных групп: низших и средних слоев населения, закрытым, подразумевающим воспроизведение состава политической элиты только за счет своих представителей, почти не допуская в свои ряды извне.
К каналам рекрутирования обычно относят государственный аппарат, армию, политические партии, структуры гражданского общества, крупный бизнес. Роль тех или иных каналов рекрутирования различается в зависимости от конкретных политических систем и социумов в целом. Отбор осуществляется исходя из профессиональных и личностных качеств, а также наличия или отсутствия социальных и экономических связей и ресурсов, популярности в обществе и др. факторов.
Сразу после образования государства наиболее остро встал вопрос о рекрутировании политической элиты. Оперативное решение данного вопроса было обусловлено необходимостью поддерживать контроль над большой территорией и отражать внешние угрозы. Политическая элита пользовалась предоставленными привилегиями только в период своего служения государству. Данный фактор был мотивирующим и поддерживал интерес к деятельности служения государству.
Современный этап в рекрутинге политической элиты России начался в 1990-е гг. В этот период источниками формирования элиты были не только выходцы из ранее господствовавшей партийной и комсомольской номенклатуры, но и интеллигенты, активно участвовавшие в неформальных клубах 1980-х гг., выходцы из академической среды и ученые, бывшие диссиденты и др. В этот период элиту пополнили многочисленные представители криминальных структур.
В постсоветское время элита достаточно серьезно омолодилась за счёт происходящих в этот период кадровых зачисток, а также сокращения доли выходцев из сельской местности, связанное с падением доли сельских жителей в общей массе населения.
Интересно, что изменились образовательные характеристики политической элиты. В советское время представителями элиты в большинстве своем были люди с техническим образованием, в то время как в постсоветский период высокое положение занимали люди с гуманитарным образованием. Многие представители элиты имеют второе высшее образование, полученное после технического или военного для повышения своей профессиональной квалификации и/или престижа.
Особую роль в подготовке элиты играют элитные вузы. Их роль определяется как качеством образования, так и наличием неформальных связей в правящей элите. При определении способа рекрутирования политической элиты в современной России следует согласиться с А. И. Соловьёвым, что «основные отечественные механизмы элитарного рекрутинга благодаря широко развернутым медиапропагандистским проектам представляют собой особый вариант гильдийской модели, «загримированной» под антрепренерскую» .
К тенденциям отечественного элитогенеза можно отнести теневизацию, этнизацию и профессионализацию. Под теневизацией понимается рост непрозрачности, роли теневых технологий в рекрутинге элиты. Этнизация означает увеличение роли принадлежности к этническим и конфессиональным группам в рекрутинге элиты, причем как на федеральном, так и на региональном уровне. Профессионализация связана с ростом роли предыдущего профессионального опыта и профессиональных заслуг в рекрутинге элиты. В частности, это выражается в повышении роли государственного аппарата как канала рекрутинга .
Самые разные политико-административные группировки конкурируют за элитные позиции. Критерии профессионализма остаются слабыми, хотя
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Дука А. В. Институционализация политико-административной элиты в Санкт-Петербурге // Полития. — 2003. — № 2. — С. 126–149.
2. Крыштановская О. В. Режим Путина: либеральная милитократия? // Pro et Contra. — 2002. — Том 7. — № 4. — С. 158–180.
3. Соловьёв А. И. Российский элитогенез: универсальное и специфическое // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. — 2010. — № 3. — Том 3. — С. 99–112.
4. Rivera S. W., Rivera D. W. The Russian Elite under Putin: Militocratic or Bourgeois? // Post- Soviet Affairs. — 2006. — Vol. 22. — № 2. — P. 125–144.
5. Опрос был проведен 22–25 августа 2015 г. по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны. См.: Левада-Центр: [сайт]. URL: http://www. levada.ru/11-09-2014/zhelanie-uchastvovat-v-politike (дата обращения: 11.11.2018).