Фрагмент для ознакомления
2
Альтернативность политики М.М. Сперанского и А.А .Аракчеева
Возвышение Сперанского было связано с тем, что, стремясь успокоить взволнованное Тильзитом общественное мнение и отвлечь его от внешнеполитических неудач, Александр I вновь вернулся к проектам внутренних реформ. Александру пришлось прибегнуть к политике лавирования.
М.М. Сперанский (1772 -1839 гг.) начал службу в канцелярии генерал-прокурора Сената. Получив затем должность статс-секретаря и будучи прикомандирован ко вновь образованному министерству внутренних дел, возглавленному одним из «молодых друзей» Александра, И. П. Кочубеем, Сперанский вскоре стал лично известен императору. Выделяясь своей талантливостью, широким кругозором и прекрасной теоретической подготовкой, Сперанский обладал данными крупного политического деятеля. Во время работы Негласного комитета правительство давало ему задания по разработке проектов реформ. [2]
Ещё в 1803 г. по заданию Александра Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», которая ставила вопрос о необходимости осторожного введения в России конституционной монархии и предлагала меры для избежания в России «превращения», т. е. революции.
После Тильзита Александр I вновь поручил Сперанскому составить проект государственного преобразования, который п был закончен к осени 1809 г. под названием «Введения к Уложению государственных законов». Сперанский сознательно преследовал цель отстранить от России «революционную опасность» путём своевременных уступок. Проект сохранял устои существующего строя - крепостное право и самодержавие. Сперанский не решился коснуться ни того, ни другого. Сперанский, всё же считал возможным, сохраняя крепостное право, самодержавие и сословный строй, ввести в России своеобразный парламент - Государственную думу. Проект устанавливал три сословия: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» - купцы, мещане, государственные крестьяне, 3) «народ рабочий» - помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги. Политические права Сперанский закреплял только за первыми двумя сословиями. Проект отстаивал разделение властей - законодательной, исполнительной и судебной.
Проект устанавливал имущественный избирательный ценз. Лишь обладатели недвижимого имущества получали пассивное (быть избранным) и активное (избирать) избирательное право. Это делало помещика-землевладельца основной фигурой будущего политического строя. Обладание движимым имуществом давало лишь активное избирательное право. Выборы в Государственную думу были четырёхстепенными. План проектировал также организацию выборных учреждений местного значения. В каждой волости должны были избираться волостные думы, выбиравшие депутатов в окружную думу (управлявшую уездом), которая в свою очередь выбирала бы депутатов в губернскую думу, последняя же - в Государственную думу. Волостные, окружные и губернские думы должны были выносить общие направляющие постановления для дел местного значения. [1]
Таким образом Сперанский проектировал придать Российской империи хотя бы внешний вид современного «европейского» буржуазного государства с некоторой системой законности, выборными учреждениями, организацией контроля над финансами и администрацией. План этот был чрезвычайно робкой прогрессивной мерой, его возникновение и дальнейшая судьба ещё раз свидетельствовали о разложении феодально- крепостной основы, на которой покоилось российское самодержавие, о поисках правительством выхода и о бессилии самодержавия пойти навстречу новым процессам в жизни страны.
Дворянство было встревожено проектом Сперанского. Его план показался правительству слишком радикальным и не был реализован. Учреждение Государственного совета и преобразование министерств были единственными осуществлёнными мероприятиями правительства, связанными с планом Сперанского.
1 января 1810 г. был издан манифест об учреждении Государственного совета. Сперанский был назначен государственным секретарём. Государственный совет представлял собой лишь совещательное учреждение при императоре, составленное из высших государственных чиновников по его назначению (в этом виде Государственный совет просуществовал до 1906 г.). В 1811 г. был издан новый закон о министерствах, определивший их структуру и порядок управления ими («Общее учреждение министерств»). Число министерств увеличилось до одиннадцати - были добавлены министерства полиции, путей сообщения и приравненный по значению к министерству Государственный контроль. Министры вводились в состав Сената. Были введены совещательные учреждения при министре - совет министра и общие присутствия департаментов. Был выработан порядок прохождения дел через министерства.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Кодан С. В. М. М. Сперанский и российское законодательство //ЧиновникЪ, 2001, № 4
2. Кудинов О. А. Официальные конституционные проекты Российской империи в XIX в. // Государство и право, 2002, № 5, с. 70-78
3. Хрестоматия по истории государства и права СССР (часть первая: «Дооктябрьский период») / под редакцией Ю. П. Титова и О. И. Чистякова. М.: Юридическая литература, 1990 – 480 с.