Фрагмент для ознакомления
2
Эссе на тему: Специфика института президентства в современных политических системах России,
Украины и Белоруссии: сравнительный анализ
Тема специфики институтов президентства на постсоветском пространстве остается крайне
актуальной, ведь именно после распада СССР со свойственной ему централизацией власти,
Россия, Беларусь и Украина выбрали президентские формы правления как наиболее подходящую
форму государственного управления в своих странах, отвечающую современным вызовам и
политической обстановке в целом.
Новые появившиеся суверенные государства, образовавшиеся после распада СССР, избрали
собственный путь развития и выстроили наиболее подходящие по многим параметрам
политические системы.
За исключением стран Прибалтики, все остальные государства бывшего СССР избрали системы
правления, в которых особая роль отводилась институту президента. В них, несмотря на
кардинально перестраивающиеся системы государственной власти, институт президента успешно
адаптировался и даже стал ее координирующим элементом.
Должность Президента впервые введена в России в 1991 году. Президент Российской Федерации
является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод
человека и гражданина, а также Верховным главнокомандующим вооруженных сил Российской
Федерации . В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами
президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней
политики.
Президент Российской Федерации — единственная должность, на которую избирается 1 из
кандидатов общим голосованием граждан России. По отношению к законодательной власти
президент, как и правительство, имеет право законодательной инициативы.
Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе
35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет . Одно и то же лицо не
может занимать должность президента Российской Федерации более 2-х сроков подряд. В
соответствии с изменением Конституции, вступившим в силу 31 декабря 2008 года, начиная с
выборов 2012 года, президент Российской Федерации избирается сроком на 6 лет .
Именно изменения в Конституции, главном законе страны, под себя считается одним из не только
отличительных признаков сильной президентской власти, но и носит власти, носящей
авторитарный характер, так как в самых старых демократиях, таких как США и Франция, все-таки
присутствует сменяемость власти и элит.
Президент назначает премьер-министра (который является главой правительства), главу
Центрального банка России и председателя высшего судебного органа - Конституционного суда.
Эти кандидатуры требуют подтверждения Государственной Думой, нижней палатой парламента
2
(Федеральное собрание), хотя президент может распустить Думу, если ему не удастся трижды
подтвердить кандидатуру на пост премьер-министра. Однако некоторые другие кандидатуры в
президенты на высшем уровне не требуют одобрения со стороны законодательной власти.
Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики России и
представляет российское государство внутри страны и во внешних делах. Президент назначает и
отзывает послов России после консультаций с законодательным органом, принимает верительные
грамоты и письма об отзыве иностранных представителей, проводит международные переговоры
и подписывает международные договоры . Специальное положение позволило Ельцину
завершить срок, предписанный до конца июня 1996 года, и осуществить полномочия новой
конституции, хотя он был избран в соответствии с другим конституционным порядком.
Президент также издает указы, которые вступают в силу без одобрения парламента. Путин,
который был избран в 2000 году и переизбран в 2004 году, еще больше улучшил свою позицию,
внеся изменения, ограничивающие власть двух палат Федерального собрания и через
множественность его партии в Думе. Нет вице-президента; если президент недееспособен,
премьер-министр сменяет его, пока не будут проведены новые выборы.
При определенных условиях президент может распустить Государственную думу, нижнюю палату
парламента (называемую Федеральным собранием). Президент обладает прерогативами
планирования референдумов, представления законопроектов в Государственную Думу и
принятия федеральных законов.
В нашей стране, как и в Республике Беларусь, наблюдаются тенденции к авторитаризму и
несменяемости, что может пагубно влиять на политическое развитие страны.
Первый Президент Российской Федерации Борис Ельцин руководил Кремлем в самый мрачный
исторический период, с 1991 по 1999 год. Это была эпоха, отмеченная экономической
дисфункцией, беззаконием, безудержной коррупцией и разрушительной войной на юге Чечни.
В президентской избирательной кампании 1996 года некоторые кандидаты призывали к
сокращению или отмене президентства, критикуя его полномочия как диктаторские. Ельцин
защищал свои президентские полномочия, утверждая, что россияне хотят вертикальной структуры
власти и сильной руки, и что парламентское правительство приведет к лишним разговорам, а не
действиям.
Поворотный момент для всей страны произошел в последний день тысячелетия, когда Борис
Ельцин неожиданно подал в отставку, возведя в должность президента своего премьер-министра
Владимира Путина. В.В. Путин немедленно решил снова собрать Россию вместе, развязав вторую
войну в Чечне, которой в конечном итоге удалось остановить сепаратистские тенденции.
Будучи президентом, Путин быстро перешел к укреплению своей власти над экономикой и
политикой в стране. Стремительно растущие цены на энергоносители в середине 2000-х годов
позволили ему осуществить политику, направленную на восстановление статуса России как
мировой державы. Хотя коррупция оставалась достаточно распространенной, настроение
процветания вернулось - по крайней мере, в Москву и Санкт-Петербург.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
1. Грачев Н.И., Гаджи-Заде Э.А. Формы правления и институт президентства в странах СНГ:
Монография. Волгоград: Волгоградская академия МВД РФ, 2005. 168 с.
3
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от
30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) Электронный ресурс. Режим
доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
3. Конституция Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, принятыми на
республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. Электронный ресурс.
Режим доступа: http://mir.pravo.by/library/section_1/constitution/costitutions/constitution_ru/
4. Конституция Украины на русском языке. Электронный ресурс. Режим доступа:
http://www.femida.news/konstitucija-ukrainy-2018/
5. Куликова Ю.А. Институт президентства в Российской Федерации и странах СНГ: из истории
вопроса. «Государство и право. Юридические науки», 2010.
6. Кудряшов К. В., Санькова А. А. Институт президентства в рамках юридической
компаративистики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С.
333–341.
7. Паречина С.Г. Институт президентства: история и современность / Под общ. ред. Е.В.
Матусевича. – Мн: ИСПИ, 2003. – 163 с.
8. Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении
срока полномочий президента Российской Федерации и Государственной думы» // Российская
газета от 31 декабря 2008 года.
9. Ukraine and Russia: People, Politics, Propaganda and Perspectives Edited by Agnieszka PikulickaWilczewska & Richard Sakw. Bristol, UK. 2015. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.eir.info/wp-content/uploads/2015/03/Ukraine-and-Russia-E-IR.pdf