Фрагмент для ознакомления
2
Методика разработки раздела «Описание продукции (работ, услуг) в бизнес-плане»
Бизнес-план является важнейшим документом процесса создания товаров или услуг, а также внедрения инновационных решений в данной области. Сам процесс составления бизнес-плана достаточно сложный и трудоемкий, включающий в себя много этапов и требующий детальной проработки и описание всех бизнес-процессов и процедур, приведение расчетов экономического обоснования целесообразности расходов и инвестирования, условий кредитования и т.п.
В столь огромном потоке информации зачастую вопросы описания непосредственно продукта (услуги) кажутся незначительными, и разработчики не уделяют им должного внимания. Однако, впоследствии это вызывает множество проблем, таких как:
- отсутствие понимания у инвесторов области применения продукта и специфики его функциональности, состава, процессов производства и, как следствие, обоснования затрат на производство и продвижение,
- отсутствие учета некоторых процессов производства, а также подбора ингредиентов, компонентов, составляющих, услуг, что приводит к необходимости последующего изменения рецептур и дополнительным затратам,
- возникновение риска производства продукта, не соответствующего изначальному замыслу и, соответственно, недополучение ожидаемого результата производства, прибыли, не достижение плановых коммерческих интересов.
При возникновении данных проблем существенно увеличивается процесс реализации проекта и возникает необходимость дополнительных затрат, привлечение новых инвестиций, корректировка планов, а также страдает репутация инициаторов и разработчиков проекта.
Именно поэтому все теоретики и практики менеджмента, проектного управления сходятся во мнении, что раздел «Описание продукции (работ, услуг)» в бизнес-плане является особенно важным, и предлагают несколько методик его разработки.
Одной из таких методик является - инновационно-потребительская, основу которой составляет описание продукта как инновационного решения с подробной детализацией:
- функциональности,
- обоснованием наличия больших выгод для покупателя за счет создания качественно нового решения новой или текущей проблемы, или потребности,
- расчетом коэффициента полезности,
- обоснованием преимуществ перед конкурентами – аналогами в качестве «ноу-хау».
Она наиболее уместна при разработке качественно новых продуктов, ранее не производимых, либо демонстрирующих новые функциональные особенности и выгоды.
Также используется «маркетинговая» методика, в соответствии с которой разработчики наибольшее внимание уделяют описанию потребительских характеристик, которые являются очевидными для покупателей и пользователей, делают акцент на том, что продукт (услуга) или его составляющие в большой степени соответствуют рыночным трендам спроса, гарантируют спрос и стабильные продажи, что продукт с такими характеристиками займет достойное место на рынке. В данной методике учитываются и особенности продвижения продукта, заложенные в его функциональности и других выгодах. Она используется для бизнес-планов по совершенствованию уже производимой организации продукции или услуги.
Несмотря на наличие разных подходов к описанию данного раздела бизнес-плана, можно выделить единые методологические правила и особенности, которые важно учитывать для любых продуктов и услуг.
Во-первых, описание продукта или услуги начинается с определения его типа и категории в Общероссийском классификаторе товаров и услуг и системе ГОСТов, которые обозначают специфику его состава и процесса производства, требования к лицензированию и сертификации, особенности подбора компонентов или составляющих частей и т.п. Определение типа и категории продукта является определяющим и формирует цепочку последующих этапов.
Во-вторых, следует произвести описание потребителей и покупателей данного продукта с указанием:
- пола и возраста,
- наличия ограничений на потребление продукта,
- стиля потребления,
- места потребления,
- способа потребления,
- стиля потребления,
- покупательской способности,
- чувствительности к продвижению,
- территории местонахождения и покупки продукта.
Все это определяет функциональность продукта и влияет на разработку программ его сбыта и продвижения, расчет ценовой архитектуры.
В-третьих, формируется спецификация продукта, в которой отражаются все его компоненты, составные части, ингредиенты, технологическое особенности, процессы и особенности потребления, упаковки производства, транспортировки, хранения, необходимость использования особых условий производства . Например, в спецификациях
Показать больше