Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях реформирования бюджетного процесса, когда государство функционирует не только в качестве управленческой надстройки общества, но и становится частью системы социально-экономических отношений, появляется необходимость разработки и внедрения комплексной системы оценки результативного расходования бюджетных средств государственными и муниципальными учреждениями.
В этой связи особое внимание требуется уделить показателям, характеризующим качество и объем государственной или муниципальной услуги или работы. ля оценки качества и объема государственной услуги или работы упор должен быть сделан на поиске таких критериев, механизмов их учета, сбора и обработки, которые позволят проводить адекватную оценку результативности и эффективности воздействия государственных услуг на процессы социально-экономического развития общества.
Причем такая оценка должна проводиться как поставщиком услуг посредством применения количественных характеристик, так и конечным потребителем услуг посредством качественных характеристик конкретной услуги или работы.
1. Качество образовательных бюджетных услуг
Важнейшей составляющей бюджетного процесса на сегодня является государственный финансовый контроль за использованием субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий.
Финансовый контроль со стороны государства за расходованием средств бюджетов бюджетной системы РФ стал особенно актуальным в условиях экономического кризиса наряду с введенными странами Евросоюза и США санкциями в отношении отраслей российской экономики.
В настоящее время единственным обязательным инструментом бюджетирования по услугам (работам) на региональном и местном уровнях являются государственные (муниципальные) задания, устанавливаемые бюджетным, автономным учреждениям, а также нормативные затраты на оказание ими услуг (выполнение работ). [3;55]
В отношении казенных учреждений Бюджетный кодекс возлагает решение о целесообразности применения государственных (муниципальных) заданий на органы публичной власти, осуществляющие полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Для федеральных органов государственной власти обязательным также является утверждение перечней услуг и работ (постановление Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671); в перспективе следует ожидать, что требование формирования перечней услуг (работ) всеми уровнями публичной власти будет включено в Бюджетный кодекс В настоящее время законодательные органы РФ совершенствуют нормативную правовую базу, которая позволит органам внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществлять оперативный мониторинг и последующую комплексную оценку результативности расходования бюджетных средств государственными учреждениями, а также контролировать выполнение показателей государственного (муниципального) задания.
Действующая редакция Бюджетного кодекса требует, чтобы государственное (муниципальное) задание включало в себя показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг, (выполняемых) работ, а Федеральную службу финансово-бюджетного надзора наделяет полномочиями в части контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. Такая формулировка контроля выполнения государственных (муниципальных) заданий несколько размыта. [4;22]
Проект нового Бюджетного кодекса содержит статью 304, которая расширяет полномочия Росфиннадзора в части контроля за деятельностью государственных учреждений.
Росфиннадзору необходимо будет осуществлять финансовый контроль за результативным использованием бюджетных средств не только казенными, но и бюджетными и автономными учреждениями, которые в настоящее время относятся к организациям, не являющимся участниками бюджетного процесса.
Дополнительно в обязанности Росфиннадзора будет входить:
• контроль за выполнением показателей государственных (муниципальных) заданий;
• контроль за выполнением показателей планов финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений;
• контроль за соблюдением установленных в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, и предусмотренных в договорах (соглашениях) о предоставлении средств из бюджета условий, целей и порядка предоставления указанных средств.
Более того, статья 76 проекта Бюджетного кодекса говорит о том, что государственное (муниципальное) задание должно в обязательном порядке содержать показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание), условия (формы) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), увязанные с целевыми индикаторами государственных программ РФ, субъектов РФ, муниципальных программ. [3;14]
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетная система России. Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
2. Бюджетная система РФ. Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2015.
3. Данилов Е.Н., Абарникова В.Е., Шипиков Л.К. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях. – М.: Интерпрессервис, 2013.
4. Игнатов В.Г. Экономика социальной сферы, М., 2016
5. Морозова Е.В. Понятие государственной услуги: правовые аспекты // Право и государство: теория и практика. 2016. № 5(53)
6. Попова М.И. Бюджетная политика в системе управления социальной сферой (на примере образования).М., 2014