Фрагмент для ознакомления
2
Роль сюжетно-ролевых игр в развитии навыков общения дошкольников
Навыки в области культуры общения являются не каким-то абстрактным требованием, предъявляемым к ребенку образовательными институтами, эти навыки обеспечивают его дальнейшую успешность в жизни и конкурентоспособность. На сегодняшний день речевое развитие уверенное поведение в ходе коммуникации обретают все большее значение в жизни человека, в том числе ребенка.
Дошкольное образование, в отличие от школьного, предполагает меньший акцент на усвоение ребенком знаний, согласно критериальной базе учебной программы, но вместе с тем, оно уделяет гораздо большее внимание некоторым общим социальным, культурным навыкам, которые сделают его полноценным членом общества, носителем национальной культуры.
Работа по формированию навыков общения может быть приурочена к режимным моментам в повседневной деятельности, кроме того, ее тематика настолько широка и касается самых разных сфер жизни, что навыки общения могут свободно отрабатываться в любой ситуации.
Работа с дошкольником требует от преподавателя чуткой ориентации на потребности детей каждого определенного возраста и их психические особенности, поскольку познавательные способности за период дошкольного детства активно развиваются и происходит наиболее интенсивный рост.
Тем не менее, мы можем выделить тот общий подход, который применим и к ребенку младшей группы, и к воспитаннику, готовящемуся к школьному обучению. Это воспитание в игровой деятельности, которая является ведущим видом деятельности для ребенка дошкольного возраста.
В процессе сюжетно-ролевой игры, которая применяется и в воспитательной деятельности, и в работе с воспитанниками на развивающих занятиях, дети берут на себя некие роли и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Такие тематические игры, направленные на отработку диалогов, усвоение предметных и социальных знаний, могут быть подспорьем и для обучения ребенка культуре общения.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнула, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. [1]
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Навыки общения предполагают способность не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни дошкольник должен понимать, когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим.
Навыки общения обязательно предполагают культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей младшего школьного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение речью, свободное ее использование, способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Так же происходит и обратная связь – активно и часто включаясь в сюжетно-ролевую игру, ребенок открывает и усваивает новые паттерны поведения, реакции, которые помогают ему затем регулировать свое общение в повседневной жизни.
Показать больше