Фрагмент для ознакомления
2
Мои потребности в супервизии
Супервизия – это вид профессиональной деятельности в особом диалоговом режиме между супервизором и супервизируемым, направленный на профессиональное развитие и поддержку терапевта, дающий доступ к осознаванию себя, клиента, и то, что происходит между ними.
Рассмотрим понятие супервизора и отличие между супервизором и супервизируемым
Супервизор – это тот, кто дает супервизию, а супервизируемый - кто ее получает.
Общее – это два сертифицированных психотерапевта, с практическим опытом работы, который чаще всего старше и больше у супервизора, но в некоторых случаях не обязательно. Имеет большое значение - кто перед супервизором: начинающий терапевт или со стажем и практическим опытом? Во втором случае, это могут быть два коллеги, имеющие высококвалифицированную подготовку и через собственную мотивацию один из них обращается к другому за супервизией, только чем меньше между ними будет пересечений и наложений контекстов, тем лучше.
С чего начинается супервизия?
Для начинающего супервизируемого терапевта необходимо простроить собственные границы безопасности, уметь распознавать собственные эмоции (чувства), в частности: страха предъявления, страха оценки и стыда, особенно если это на группе. И станет замечательно, если терапевт будет встречаться с собственными эмоциональными переживаниями, чтобы пройти сквозь них «становясь тем, кто он есть, а не пытаться быть тем, кем не является» . Если терапевт эмоционально устойчив и может ориентироваться на свой запрос, то появляется возможность разговаривать с супервизором на профессиональные темы, получая обратную связь через диалог. Если изначально, для терапевта, нет блокировки в том, что он может быть несовершенным в сессии и допускать «ошибки», то на самом деле, это является развивающей движущей силой и повышением мастерства в его профессиональной деятельности.
«Супервизия начинающих терапевтов – один из самых важных шагов для формирования терапевтической идентичности и выработки индивидуального стиля. И когда я не знаю, какой я терапевт, рядом только с клиентами я этого не пойму, пока не начну рассказывать супервизору, интересоваться, что-то обсуждать с коллегами» [2].
Со стороны супервизора, важное значение имеет: установление профессионального контакта, на основе доверия и организацию безопасной атмосферы, соблюдение баланса между поддержкой и фрустрацией, особенно для начинающего терапевта – поддержать его профессиональную рефлексию, к устойчивости его терапевтической позиции. Позиция супервизора – это разговор на тему терапии. Если терапевт встретился с личностными трудностями в своей работе, то супервизор доводит лишь до осознавания, а прорабатываться терапевт идет на линую терапию.
Можно на протяжении нескольких лет ходить к одному супервизору по поводу одного клиента, чтобы увидеть динамику изменений, проблемных и ресурсных зон терапевта. Можно после нескольких лет посещения одного супервизора – сменить на другого, например, в связи с разными стилистическими особенностями самого супервизора, и делается это для того, чтобы расширить терапевтические возможности и средства в работе с клиентами.
Дело в фокусе запроса терапевта. «Помогите мне разобраться с этим клиентом» - дидактическая супервизия. «Помогите мне разобраться со мной» - терапевтическая супервизия. «Помогите мне разобраться в том, что
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Булюбаш И. П. «Как быть полезным терапевту или алгоритм очной супервизии».
2. Кулаков С.А. «Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии».
3. Кулаков С.А. «Супервизия в психотерапии». Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов. Санкт-Петербург, 2004г.
4. Резник Рита, Лив Эстрап «СУПЕРВИЗИЯ: СОВМЕСТНОЕ УСИЛИЕ. Перевод С.С.Харина.
5. Соловейчик М. Я., Супервизия / Мастерство психологического консультирования. Под ред. Бадхена А. А., Родиной А. М. – СПб.: Европейский дом, 2002г.
6. Ховкинс П., Шохет Р., Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. – СПб.: Речь, 2002г.