Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Французская политико-правовая мысль XVIII в., обогащенная Просвещением, получила свое дальнейшее и одновременно новое развитие в эпоху революции. В политико-правовых идеях Просвещения французские революционеры нашли идейную опору как для своих собственных концепций, так и для своей практической деятельности (в том числе и для создания основополагающих документов того времени).
Уже на первом этапе революции право на сопротивление было отражено в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В документе указывалось, что целью каждого политического союза является «обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению» (ст. 2). Однако данное декларативное положение всё же нельзя считать превращением идеи права на сопротивление в право на сопротивление. Во-первых, данная статья не содержала подтверждений правомерности народных выступлений против угнетения или тирании, но лишь объявляла защиту от угнетения целью каждого политического союза (государства). Во-вторых, не стоит забывать и о форме провозгласившего ее документа: декларации, провозглашая основные принципы, имеют, как известно, лишь рекомендательный характер.
Жан-Жак Руссо (1712-1778) - французский философ эпохи Просвещения, один из теоретиков договорной теории происхождения государства и идеологии равноправия. К произведениям Жан-Жака Руссо, где он касается своих общественных и политических идеалов относятся «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор». Жан-Жак Руссо первый, кто в политической философии пытается объяснить причину социального неравенства и его виды, по-другому посмотреть на договорный способ происхождения государства. Он полагает, что государство возникло в результате общественных договорённостей. Согласно общественному договору основная власть в государственном строе должна принадлежать всему народу. По мнению Руссо, суверенитет народа является неотчуждаемым, неделимым, непогрешимым и абсолютным.
Цель работы – характеристика политических взглядов Ж.Ж. Руссо и оценка их роли в философии Просвещения. В соответствии с целью сформулированы задачи работы:
1. Анализ теории общественного договора Ж.-Ж. Руссо
2. Характеристика взглядов Ж.-Ж. Руссо о законах и законотворчестве
1. «Теория общественного договора» Ж.-Ж.Руссо
Одной из важнейших политико-правовых идей периода Просвещения была идея о праве народа на сопротивление угнетению и тирании, занимавшая в концептуальном арсенале европейского и американского Просвещения одно из центральных мест. Своё практическое применение данная идея нашла прежде всего в борьбе американских колоний за независимость и в годы Великой французской революции.
Как известно, право на сопротивление угнетению - это особое политическое право, заключающееся в праве народа любыми способами и средствами (включая вооруженную борьбу, свержение правительства и т.п.) отстаивать и защищать свои права и свободы от узурпаторов и политического произвола. Сложно переоценить значение данного права в эпоху раннего Нового времени, когда многие демократические механизмы контроля над властью ещё не были выработаны, а угроза неправомерных действий и чрезмерного увеличения объема власти монарха была вполне реальна. Неслучайно в современном зарубежном историческом словаре, посвященном эпохе Просвещения, автор статьи «Политика» отмечает, что «главной для просвещённой политической мысли стала проблема деспотизма и того, как следует реагировать на угрозу его возникновения». Подробная разработка идеи, обосновывающей защиту подданных от возможного притеснения, была важным шагом, свидетельствующим о глубоком сдвиге в политико-правовых воззрениях того времени.
Французские ученые XVIII века отнюдь не являются «первооткрывателями» идеи права на сопротивление. Ее истоки прослеживаются в Античности (в трудах Аристотеля, Цицерона и др.) и в эпоху Средних веков (в трудах Иоанна Солсберийского, Фомы Аквинского). В дальнейшем данная идея развивалась в работах мыслителей XVI-XVII вв. (монархомахов, кальвинистов, гугенотов и оппозиционных публицистов эпохи Фронды), публицистов и политических философов Английской революции (Дж. Гаррингтона, Дж. Мильтона, Г. Паркера, С. Розерфорда) и английских просветителей XVII-XVIII вв. (Дж. Локка, Г. Болингброка, Д. Юма, Р. Стиля, Дж. Свифта, Д. Дефо и др.). В кругах французского Просвещения вопрос о праве на сопротивление также вызвал живейший интерес и широкий отклик, что ключевым образом повлияло на политико-правовую мысль Великой французской революции.
Закон является выражением общей воли, он же должен выступать как гарантийная монета индивидов от того произвола, которое исходит от правительства, которое в свою очередь не обязано действовать, нарушая требования закона. Через отношения в законе, который является выражением общей воли, следует добиваться и относительного имущественного равенства.
Жан-Жак Руссо разрешает проблемы эффективности средств контроля над деятельностью и деяниями правительства, обосновывает разумное принятие законов самим народом, рассматривает проблемы социального неравенства и признаёт возможность их законодательного решения. Под влиянием идей Жан-Жака Руссо возникают следующие новые демократические институты: референдум, народная законодательная инициатива, а также политические требования, которые подразумевают возможность сокращений срока депутатских полномочий, рассмотрение обязательных мандатов, отзыв депутатов через голосования избирателей.
Свою концепцию политического Руссо начинает с характеристики естественного состояния человека. С его точки зрения человек рождается абсолютно свободным, но при этом со всех сторон он ограничен, начиная от моральных и заканчивая правовыми устоями.
Среди зависимостей человека Руссо выделяет два вида:
зависимость от вещей, которая на первый взгляд не вредит человеку, т.к. не выражается ни в чем вещном;
зависимость от людей, согласно с которой человек должен подчиняться, быть элементом государственного и общественного строя. По мнению Руссо, такое положение человека являлось неприемлемым, т.к. оно порождало разного рода пороки.
Человек, рождаясь, находится в естественном состоянии, которое описывается Руссо как нечто идеальное, как первоначальное благо. Отличительная черта такого состояния – независимость, свобода от каких-либо властных связей и отношений; социальное равенство, что выражается в отсутствии иерархии и сословий. В таком состоянии человек пребывал на первых порах своей истории. Обществом, построенным согласно естественному состоянию человека, выступает семья. Но, все же, полного выражения оно в ней не находит. Так, мыслитель приходит к идее о наличии государства, которое имеет договорную природу.
Основой государства Руссо считает договор. Объединение в общество на принципах заключения соглашения носит при этом добровольный характер. Логика Руссо такова: если человек обладает абсолютной свободой, то и стремление к образованию государства он должен изъявить самостоятельно. Поэтому государство – это договор равных, а не подчиненных. В основе государственной власти лежит общенародная воля, с которой следует считаться.
Руссо в своей политической философии ставит вопрос о соотношении общего и частного. Вопрос этот он рассматривает как проблему.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Источники
1. Руссо, Ж. Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Об общественном договоре. Трактаты. - М.: КАНОН-пресс: Кучково поле, 1998. - С. 51-150.
2. Руссо, Ж. Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Об общественном договоре. Трактаты. - М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998. - С. 195-322.
Научная литература
3. Алексеев-Попов В.С. О социальных и политических идеях Жан-Жака Руссо // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.
4. Алексеев-Попов В.С. Социальная критика у Жан-Жака Руссо и великие утописты // История социалистических учений. М., 1964.
5. Барнашов А.М. Теория разделения властей и политические взгляды Жан-Жака Руссо // Актуальные вопросы государства и права на современном этапе. Томск, 1984.
6. Бочков И.И. Основания политического организма в учении Ж. -Ж. Руссо // Руссо Ж. -Ж. Политические сочинения / Изд. подгот. Б. Бернарди, С.В. Занин; Отв. ред. И.А. Исаев. СПб.: Росток, 2013. С. 96-115.
7. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). М.: «Канон» РООИ «Реабилитация», 2008. 336 с.
8. Лапандин Д. Политические и правовые воззрения Жан-Жака Руссо // Уч. зап. Московского юридического ин-та. Вып. II. М., 1970.