Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В случае, когда рейтинг руководителя низкий, профессиональная подготовка
не соответствует занимаемой должности, в трудовом коллективе существуют
конфликты, решается вопрос о его понижении в должности или увольнении
за грубые нарушения философии предприятия.
Управление персоналом – одна из экономических дисциплин, которая
является обязательным элементом учебного плана при подготовке
экономистов-менеджеров и менеджеров-экономистов. Предмет «Управление
персоналом» является самостоятельной дисциплиной, одновременно тесно
взаимосвязан с другими дисциплинами специальности.
3
Организация - это не только производственно-технологическое объединение
людей и средств производства. Это также и коллектив работников, которые
объединяют свои усилия и способности для развития производства,
принимают активное участие в решении социально-экономических проблем.
Организация соединяет и координирует поведение людей,
специализирующихся на разных типах деятельности, включает их в единый
трудовой процесс, решает не только производственные задачи, но и создает
условия для развития своих членов.
1.Общие понятия конфликта и его виды
Швейные предприятия, выпускающие бытовую одежду можно отнести к
малому бизнесу. Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что
малые предприятия – это не побочная сфера экономики. Малый бизнес
ограничено включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и
в общественное разделение труда.
Роль предприятий малого бизнеса проявляется том, что его развитие
способствует:
• созданию новых рабочих мест;
• внедрение новых товаров и услуг;
• обеспечению специализированными товарами и услугами.
Конфликт – явление социальное, порождаемое самой природой
общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные
стороны социального бытия, место и роль человека в нем.
Назначение конфликта было и есть преодоление чрезмерно обострившихся
противоречий, нахождение оптимального выхода из возникшего
4
противостояния, поддержание взаимодействия субъектов социальных связей
в условиях серьезного расхождения их интересов, оценок, целей.
Основные черты конфликта:
1. Конфликт – явление осознанное, действие обдуманное.
2. Конфликт – явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее.
Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого
человека.
3. Конфликт – это такое взаимодействие, которое протекает в форме
противостояния, столкновения, противоборства личностей или
общественных сил, интересов, взглядов, позиций, по меньшей мере, двух
сторон.
4. Конфликт – прогнозируемое явление, подверженное регулированию.
Задача менеджера заключается не в том, чтобы непременно
воспрепятствовать возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее
в конфликт, а в том, чтобы контролировать этот процесс, направляя его в
желательное русло. Смысл управления в данном случае сводится к тому,
чтобы вовремя распознать истинные причины конфликта, изменить
доступными и приемлемыми средствами ситуацию, добиться, в конечном
счете, положительного исхода и предотвращения возможных негативных
последствий.
Итак, конфликт – это нормальное проявление социальных связей и
отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении
несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство
взаимосвязанных, но преследующих свои цели, двух и более сторон.
Положительными, функционально полезными результатами конфликта
считаются решение той проблемы, которая породила противоречие и вызвала
5
столкновение, с учетом взаимных интересов и целей всех сторон, а также
достижение понимания и доверия, укрепление партнерских отношений и
сотрудничества, преодоление конформизма, покорности, стремления к
превосходству.
2. Стили, методы и типология конфликтного поведения
Хрестоматийным стало описание поведения в конфликтной ситуации,
принадлежащее К. Томасу. Личность может придерживаться тактики
избегания, принуждения, подчинения, компромисса или сотрудничества. При
этом только тактика компромисса и сотрудничества ведет к разрешению
конфликта. Все другие оставляют напряженность, по крайней мере, у одного
из участников конфликта (рисунок 3).
Стратегии разрешения конфликта во многом определяются стремлениями его
сторон. Выбор и реализация стратегии оказывает существенное влияние на
результаты конфликта (действительный выигрыш или проигрыш). Принятая
типология предполагает наличие по крайней мере четырех различных
вариантов действий и одной комбинированной (компромиссной) стратегии,
каждый из которых имеет предсказуемый исход.
Конфликты на швейном производстве могут быть различными.
Во-первых, это по большей части – женский коллектив, со своими
психологическими особенностями.
Во-вторых, швейное производство – это творческое пространство, где
создаются предметы гардероба и каждый, причастный к их созданию, имеет
свое мнение, скорее всего отличное от мнения коллег.
В-третьих, имеют место обычные, стандартные организационные конфликты
(между начальством и подчиненными и конфликты между коллегами).
6
3. Методы управления конфликтами
Действиями руководителя швейного производства, направленными на
конструктивное разрешения конфликта, являются:
институционализация конфликта, т.е. определение некоторых
административных или нравственных правил или норм поведения
оппонентов в конфликте;
легитимизация конфликта или признание конфликтующими сторонами
установленных руководителем правил поведения;
структурирование конфликтующих групп, т.е. определение тех интересов,
которые преследует каждая из конфликтующих личностей, и определение
степени и причин отклонений этих интересов от установленного в
организации порядка;
редукция – постепенное ослабление и последующее разрешение конфликта.
Множество методов разрешения конфликтов можно разделить на
структурные и межличностные.
К структурным методам разрешения конфликтов относятся:
разъяснение требований к работе;
использование координационных и интеграционных механизмов;
установление общеорганизационных комплексных целей;
использование справедливой системы вознаграждений.
Разъяснение требований к работе и ожидаемым от каждого сотрудника и
подразделения результатам является одним из наиболее эффективных
методов предотвращения деструктивных конфликтов, поскольку в этой
ситуации устраняется «деловое прикрытие» личной неприязни сотрудников.
7
Использование координационных и интеграционных механизмов основано
на принципе единоначалия. Их суть заключается в доведении подчиненным
их права обращаться к руководителю при возникновении между ними какихлибо противоречий. И в этом случае подчиненные просто подчиняются
решению руководителя. Важным является также создание служб или
должностей, занимающихся интеграционной деятельностью, т.е.
осуществляющих взаимосвязь между линейными или функциональными
подразделениями предприятия.
Устанавливаемые общеорганизационные комплексные цели служат
своеобразным критерием эффективности усилий и правоты сотрудников.
Используемая в организации система вознаграждений будет справедливой,
если она, во-первых, поощряет сотрудников в достижении
общеорганизационных целей; во-вторых, не приветствует неконструктивное
поведение сотрудников и подразделений.
Используемые межличностные методы разрешения конфликтов во многом
определяются теми целями, которые преследует руководитель, ввязываясь в
конфликт. Основными среди этих целей являются:
повышение производительности возглавляемого коллектива;
сохранение и улучшение социально-психологического климата коллектива;
рост авторитета руководителя.
Совокупность используемых межличностных методов разрешения
конфликтов, по сути, определяет стиль поведения руководителя в конфликте.
Важное значение в управлении конфликтами имеет своевременная
диагностика. Инструментарием для проведения анализа служит
диагностический аппарат социологии, психологии, социальной психологии и
других научных дисциплин, предметом углубленного исследования которых
является причина, фактор конфликта.
8
Заключение
Таким образом, изучение видов конфликтов, технологий управления
конфликтами на швейном производстве, методов разрешения
организационных конфликтов, способов их предупреждения способствует
усовершенствованию процесса управления, как персоналом организации, так
и предприятием в целом. Также способствует улучшению качества
выпускаемой продукции и ее количества.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды:
учебное пособие / В.В. Авдеев - М.: Финансы и статистика, 2003. - 543 с.
2. Аверченко Л.К., Удальцова М.В. Социология и психология управления:
учебное пособие / М.В. Удальцова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 - 320 с.
3. Анцупов А. Я. Социально-психологическая оценка персонала: учебное
пособие / А. Я. Анцупов, В. В. Ковалев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 303 с.
4. Бухалвока М.И. Управление персоналом на предприятии: учебное пособие
/ М.И. Бухалвока - М.: Экзамен, 2005. - 320с.
5. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. -
М.: Экономистъ, 2008. - 670 с.
6. Журавлев П.В. Менеджмент персонала: учебное пособие / П.В. Журавлев.-
М.: Экзамен, 2004. - 446 с.
7. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов -
М.: ИНФРА - М, 2002. - 304с.
9
8. Лукичева Л.И. Управление организацией: учебное пособие / Л.И. Лукичев
- М.: Омега-Л, 2006. - 360 с.
9. Карпов А.В. Психология менеджмента: учебное пособие / А.В. Карпов -
М.: Гардарики, 2003. - 584 с.
10. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом:
учебное пособие / В.А. Спивак. - СПб.: «Питер», 2000. - 416с.
11. Экономика организации (предприятия): учебник / под ред. проф. Б.Н.
Чернышова, проф. В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 536с.
12. Орлов А.И. Менеджмент: учебник / А.И. Орлов. - М.: Изумруд, 2003. -
298с.