Фрагмент для ознакомления
2
Каковы основные идеи постколониальных теоретиков
международных отношений?
Постколониальные идеи международных отношений формировались
на фоне борьбы колоний за независимость и формирования
постколониальной идентичности освобожденных народов.
Одним из видных теоретиков постколониализма был Ф. Фанон1
. Он
резко выступал против колониализма и расового разделения, обосновывая
расовое равноправие «белых» и «черных» людей. Для его идей характерны
попытки адаптировать марксизм к реалиям современной ему Азии, Африке,
Латинской Америке. Допуская насилие как естественный способ борьбы
против угнетения, Ф. Фанон стал одним из идеологов борьбы за
независимость в Африке. В частности, его идеи были восприняты в Алжире в
период освободительной борьбы против Франции, в которой Ф. Фанон
принял непосредственное участие. Традиционное для теорий
международных отношений понимание государств как главных акторов он
заменил на новых: колониальные народы – угнетенные, и колонизаторы –
угнетатели. Революционное насилие признается у него главным средством
освободительной борьбы. Эти идеи нашли отклик у таких политических
деятелей-революционеров, как Че Гевара и Али Шариати, а также такой
организации, как «Черные пантеры». Как отметил И. Валлерстайн, идеи Ф.
1 See: F. Fanon (1986) Black Skins, White Masks. London: Pluto Press. 225 p.; Fanon, Frantz. (1969). Toward the
African Revolution. New York: Grove. 209 p.
Фанона стали манифестом мирового национально-освободительного
движения2
.
Также, по мнению Э. Саида, понятие Запада позволяет объединить
разнородные народы европейской культуры в единую цивилизацию.
Коллективная культурная идентичность Запада выступает против отсталой
дикой колониальной культуры Востока. Запад выступает как единый актор
международных отношений, несущий единую миссию на Восток. Однако
Восток не является однородной единицей и не может выступать в качестве
актора международных отношений. Искусственность этих понятий для Э.
Саида является очевидной, как и идеологическая направленность идей
Востока и Запада.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. F. Fanon (1986) Black Skins, White Masks. London: Pluto Press.
225 p.
2. Fanon, Frantz. (1969). Toward the African Revolution. New York:
Grove. 209 p.
3. Said, Edward W. (1979). Orientalism. New York: Vintage. 369 p.
4. Said, Edward W. (1993). Culture and Imperialism. New York:
Knopf. 380 p.
5. Wallerstein, Immanuel M. (1970). The Itinerary of World-System
Analysis; or, How to Resist Becoming a Theory. – Available at:
https://www.iwallerstein.com/wpcontent/uploads/docs/THEORY.pdf
6. Homi K Bhabha (2004) The Location of Culture. Routledge; 2
Edition - 440 p.
2 See: Wallerstein, Immanuel M. (1970). The Itinerary of World-System Analysis; or, How to Resist Becoming a
Theory. – Available at: https://www.iwallerstein.com/wp-content/uploads/docs/THEORY.pdf
7. Гаятри Чакраворти Спивак. Могут ли угнетенные говорить? -
Введение в гендерные исследования. Часть II. Хрестоматия.
СПб. – ХЦГИ, 2001. Сс.649 – 670.
8. Ю. Кравинская. О дискурсивных связях постколониального
нарратива. https://cyberleninka.ru/article/v/o-diskursivnyhsvyazyah-postkolonialnogo-narrativa-s-postmodernizmom
9. В. Цыбенко. Между ориентализмом и ориентологией: научные
подходы к изучению Кавказа. -
https://cyberleninka.ru/article/v/mezhdu-orientalizmom-iorientologiey-nauchnye-podhody-k-izucheniyu-kavkaza