Фрагмент для ознакомления
2
Угрозы психологической безопасности участников образовательного процесса в цифровой век
В последней четверти ХХ века человечество вступило в новую стадию своего развития - стадию построения информационного общества, ведущую к глубоким изменениям во всех сферах человеческой деятельности. Важнейшим атрибутом информационного общества является возросшая техническая доступность информационных ресурсов в глобальной сети Интернет, в том числе для учащихся. Обратной стороной доступности является повышение степени угроз информационной безопасности для детей, школьников, студентов.
Так называемое «поколение зет», которое сформировалось в период создания массовых виртуальных социальных сетей, повсеместного распространения интернета, в период террористических актов и экономических кризисов. С точки зрения технологий, это «цифровые аборигены» поскольку они уже не застали мир без компьютеров и гаджетов. Говорят даже, что их не принесли аисты, как многих из нас, а скачали с интернета. На нынешних подростках давно поставлены все мыслимые штампы.
В России проживает почти 21 миллион детей в возрастедо 14 лет. Более 30% несовершеннолетних проводят в интернете более 3х часов в сутки.
Сегодня социальные Интернет-сети стали пространством активного группового и межличностного взаимодействия людей. При этом процесс межличностной коммуникации в «виртуальном мире»приобрел новые формы. По словам исследователя А.П. Глухова, «изменение в семантике описания виртуальных коммуникаций и появление таких неологизмов в области межличностных отношений, как вирт (виртуальная любовь – флирт), френдинг (виртуальная дружба), троллинг (виртуальная вражда), лайкинг (виртуальная симпатия), фолловинг (виртуальное следование за кем-либо), выступают в качестве своеобразного маркера более глубинных процессов – явного фундаментального сдвига форматов межличностной коммуникации в виртуальном пространстве под воздействием новых возможностей и ограничений, предоставляемых социальными медиа» [4, с. 9].
Опубликованная недавно резолюция «Тотальная цифровизация общества – угроза государственности и национальной идентичности» свидетельствует, что в соответствии с предложенной моделью цифровой экономики данные будут обобщены и собраны для передачи тем же «выгодополучателям», то есть создателям цифровой системы. Модель подразумевает полную «оцифровку» граждан, их жизни, действий, отношений, то есть по факту каждый человек будет представлять собой цифровую личность. Также будут использованы так называемые системы «больших данных» («Big Data»), а именно: информация о государственных процессах и ресурсах, картография, аэро- и фотосъёмка, в том числе, полученные с помощью дронов, космическая съёмка, а также данные, ранее считавшиеся конфиденциальными.
Выявим специфические характеристики личности современного студента как представителя цифрового поколения.
Особенности студенчества как отдельной возрастной и социально-психологической категории, выделены в 60 годах XX века ленинградской школой под руководством Б.Г. Ананьева. К ним относятся высокий образовательный уровень, познавательная мотивация, социальная активность, определяющие обще-психическое развитие студенчества: становление интеллекта, развитие нравственных и эстетических чувств, интенсивную социализацию, освоение социальных ролей взрослого человека (гражданских, профессионально-трудовых и др.).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. -М.: Изд-во РАГС, 1998. - 125 с.
2. Ежевская Т.И. Информационная среда и психологическая безопасность личности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чита:ЗабГГПУ, 2007.С.18-22
3. Жичкина С. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. http: // flogiston.ru/aeticles/netpsy/refinf#3.
4. Малкина-Пых, И.Г. Психологическая помощь близким; М.: Эксмо - Москва, 2009. - 192 c
5. Матвеев К.В. Привычные заболевания «цифрового» поколения. [Электронный ресурс]. Доступ: http://www.medpulse.ru/health/prophylaxis/prof/12111/html.
6. Мендкович Н.А. Рецензия на книгу Дж. Тапскотта «Цифровое поколение выросло: как сетевое поколение меняет ваш мир?» / Мендкович Н.А. // Информационное общество. — 2009. — № 6. — C. 74—75.
7. Михайлов Л. А., Соломин В. П., Маликова Т. В., Шатровой О. В. Психологическая безопасность; ДРОФА - , 2008. - 288 c
8. Огнев Иван Психологическая безопасность; Феникс - Москва, 2007. - 608 c.
9. Осипов М.В. ИДЕНТИФИКАЦИЯ СТУДЕНТА — ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(15). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/8(15).pdf (дата обращения: 31.03.2019)
10. Психологическая помощь; Красико-Принт - Москва, 2002. - 128 c.
11. Тапскотт Дж. Поколение цифровой эпохи: Как сетевое поколение изменяет мир / Дж. Тапскотт / — М.: McGraw-Hill, 2009. — 392 с.
12. Травма и психологическая помощь; Смысл - Москва, 2007. - 192 c.